Страховые случаи при автоперевозке груза: организационный и учетный аспекты

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 15 (1262) от 10 АПРЕЛЯ 2017 года


Транспортные перевозкиСтрахование
Александр ВОЛОЧАЙ, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению


Для начала несколько важных общих моментов. Любая автоперевозка груза в той или иной мере сопряжена с определенными рисками. Прежде всего это касается рисков его утраты или повреждения. Принимая во внимание плохое качество многих дорог, сложную политическую и криминогенную обстановку, эти риски многократно возрастают. Кроме того, никто не отменял природных катаклизмов.

По общему правилу в соответствии со ст.924 ГКУ перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. В некоторых случаях далеко не все зависит от воли или действий транспортной компании. Уменьшить финансовые потери перевозчика при утрате или повреждении груза можно путем страхования соответствующих рисков. На рынке достаточно страховых компаний (страховщиков), которые предоставляют соответствующие услуги(1).

Следует учитывать один важный момент: в данном случае речь не идет о страховании гражданско-правовой ответственности собственника наземного транспортного средства. В соответствии с ч.9 ст.7 Закона о страховании  этот обязательный вид страхования касается конкретного транспортного средства и направлен на возмещение ущерба лицам, пострадавшим во время дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Ущерб от повреждения или утраты груза такое страхование не покрывает. Для возмещения указанного ущерба следует заключить отдельный договор страхования ответственности автоперевозчика. Он является добровольным, на что указывает ч.12 ст.6 Закона о страховании.  Исключение составляют перевозки опасных грузов, которые осуществляются только застрахованным лицом.

Каждый перевозчик самостоятельно решает, страховать ли свою ответственность за вверенный груз. На это может повлиять множество факторов: например, ценность груза, местонахождение грузоотправителя и грузополучателя, свойства товара и т.д. В некоторых случаях наличие договора страхования ответственности перевозчика требуют заказчики автоперевозки. Ведь они стараются всеми способами минимизировать свои хозяйственные риски.

Как правило, договор предусматривает страхование ответственности перевозчика за убытки, нанесенные собственнику груза или другому правомочному лицу в результате полной или частичной утраты, порчи, повреждения или недостачи груза, несвоевременности его доставки и т.д. Действие договора может распространяться на внутренние перевозки (так называемое ТТН страхование) или на международные перевозки (CMR страхование). Зачастую оба вида перевозок  включают в один договор. Этот документ, как правило, достаточно объемный и требует внимательного изучения со стороны перевозчика (страхователя). Это касается и правил страхования, разработанных страховщиком. Нередко к этим документам прибегают только после наступления страхового случая. В идеальном варианте и перевозчик, и его водители должны твердо знать алгоритм своих действий.

На переднем рубеже — водитель

Повреждение или утрата груза могут произойти на любом этапе перевозки. Зачастую их обнаруживает водитель. От его последующих действий в значительной мере зависит, будет ли случай признан страховым и выплатит ли страховая компания возмещение. Поэтому все действия водителя целесообразно регламентировать соответствующей инструкцией. Такая инструкция, как правило, является частью договора страхования. Водитель обязан знать о заключенном договоре, ознакомиться под роспись с инструкцией и сохранять ее в транспортном средстве на время перевозки. Как показывает практика, водитель — самое слабое звено, а значит, пренебрегать детальным инструктажем не следует.

Во многом алгоритм действий водителя будет зависеть от того, какое событие произошло, на каком этапе перевозки и что при этом требует страховщик. В общем случае  водителю необходимо предпринять следующие действия:

  1. Остановить транспортное средство и выполнить все требования правил дорожного движения.
  2. Обратиться в соответствующие компетентные органы. В большинстве случаев груз повреждается во время ДТП, а значит, обратиться следует в дорожную полицию. При пожаре или стихийном бедствии таким органом будет подразделение МЧС или пожарная служба, при краже — правоохранительные органы. В дальнейшем от них нужно потребовать документ (протокол, акт, справку и т.д.), который подтвердит факт наступления страхового случая.
  3. Предпринять все необходимые меры для предотвращения повреждения или разворовывания груза, принимать участие в его спасении (сборе, сортировке, складировании и т.д.). Если поврежденный груз находится в автомобиле — не производить или прекратить его выгрузку до прибытия представителя страховщика. В случае если такой представитель прибыть не может или выгрузку остановить нельзя, следует произвести фото- или видеофиксацию упаковки, закрепления и размещения груза.
  4. Незамедлительно связаться с руководством предприятия, а также уведомить о случившемся страховщика по телефону горячей линии. Это позволит страховой компании оперативно отслеживать ситуацию и предоставлять перевозчику необходимую помощь.
  5. Присутствовать при разгрузке транспортного средства, приемке груза и составлении рекламационного акта (акта приемки груза). В этом документе должно быть указано количество груза по каждой позиции, несоответствие ассортименту и качеству, состояние тары и упаковки, сведения о количестве недостачи, описание и количество дефектного товара. Подписание такого документа лучше согласовать со страховщиком.

Все эти действия позволят не только уменьшить ущерб от происшествия, но и дадут возможность перевозчику выстроить правильный диалог со страховой компанией.

Страховые заботы перевозчика

Определение термина «страховой случай» приведено в ст.8 Закона о страховании  — это «событие, предусмотренное договором страхования или законодательством, которое произошло и с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить выплату страховой суммы (страхового возмещения) страхователю, застрахованному или другому третьему лицу».

Если страховой случай произошел, то первой обязанностью перевозчика является скорейшее уведомление о нем страховщика. Оно осуществляется по форме и в сроки, установленные договором страхования. Несоблюдение этих сроков может впоследствии стать основанием для отказа в выплате возмещения. С одной стороны, это требование продиктовано необходимостью установить все обстоятельства происшедшего, когда имеются в наличии необходимые доказательства (сам груз, транспортное средство и т.д.). С другой стороны, уведомить страховщика можно только в разумные сроки. Если, например, перевозчик не знал о событии ввиду отсутствия информации от водителя (водитель пострадал и был без сознания, в месте чрезвычайного события не было телефонной связи из-за стихийного бедствия и т.п.), информация к страховщику может попасть с опозданием. В данном случае важен только один аспект: каким образом несвоевременное уведомление страховщика может повлиять на установление всех обстоятельств страхового события. Целесообразность такого подхода к уведомлению страховщика подтверждает и судебная практика.

Узнав о происшествии, перевозчик обязан сделать все возможное для уменьшения ущерба, а именно: организовать сохранность, сбор, сортировку, погрузку, доставку и хранение поврежденного груза, а в случае необходимости обеспечить его утилизацию. Все эти действия лучше производить консультируясь со страховщиком.

Вполне логично, что в случае повреждения или недостачи груза его собственник или другая правомочная сторона потребует от перевозчика возмещения понесенных убытков. Признавать свою ответственность, давать обещания, выдвигать предложения, соглашаться с размером претензии или нет — все эти действия перевозчику следует осуществлять только с ведома страховщика. Если перевозчик не признает свою вину или не соглашается с размером предъявленного контрагентом ущерба, то к решению проблемы можно привлечь судебные органы. При этом в качестве третьей стороны к рассмотрению дела может привлекаться страховая компания.

Еще одной важной задачей перевозчика является предоставление страховой компании всей информации и документов, подтверждающих наступление страхового случая, а также данных для определения размера ущерба. Требуемые страховщиком документы зависят от того, что конкретно произошло с грузом. Их перечень определяется договором и может быть достаточно большим, что добавляет работы перевозчику. Все предоставляемые в страховую компанию документы можно сгруппировать в зависимости от их назначения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Документы, предоставляемые при наступлении страхового случая

Вид документов

Наименование

Уведомительные документы

Заявление/уведомление о событии (страховая претензия), объяснительные письма перевозчика и водителя

Документы на водителя

Водительское удостоверение, приказы или договоры, подтверждающие трудовые взаимоотношения “с перевозчиком, копия трудовой книжки, должностные инструкции

Документы на транспортное средство

Технический паспорт на автомобиль (прицеп), путевой лист (или другой документ, его заменяющий)

Документы на груз

Транспортная накладная (ТТН, CMR), инвойс (накладная) на груз, упаковочный лист, таможенная декларация, акт на утилизацию груза

Документы на перевозку

Заявка и договор на перевозку

Подтверждение страхового случая компетентными органами

Справка дорожной полиции о ДТП, справка МЧС, пожарной службы или торгово-промышленной палаты о чрезвычайном происшествии или стихийном бедствии, постановление о начале уголовного производства при уголовном происшествии, заключение сервисного центра о поломке рефрижераторного оборудования

Подтверждение недостачи или повреждения груза

Акт приемки-передачи груза, рекламационный акт, фотографии повреждений (груза, транспортного средства, креплений и размещения товара)

Претензионные документы

Претензия третьего лица к перевозчику, переписка между ними, акт досудебного урегулирования претензии, судебный иск, решения суда и прочие документы судебного процесса, платежные документы на оплату претензии

Подтверждение необходимых дополнительных расходов

Пояснительные записки, акты и счета, свидетельствующие о размере и необходимости затрат “на уменьшение убытка (сбор, охрана, утилизация и т.д.)

Оценочные документы

Акт экспертизы независимой организации о причинах и обстоятельствах недостачи груза и оценки его повреждения, расчет убытка или калькуляция затрат

В ходе рассмотрения страхового случая страховщик может затребовать и другие необходимые, по его мнению, документы. Кроме того, ему могут понадобиться и технические средства фиксации перевозки, в частности, шайба тахографа, распечатка с бортового компьютера за все время доставки груза и термограмма, если груз перевозился в рефрижераторе.

Получение возмещения от страховщика: семь кругов ада

Рассмотрение вопроса выплаты страхового возмещения осуществляется на основании письменного заявления страхователя с указанием даты и места страхового случая, причин, по которым он наступил, детальным описанием обстоятельств происшедшего. Вполне обоснованно страховщик потребует все документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, о которых говорилось выше. Неподтвержденные документально убытки возмещать никто не захочет. Кроме того, страховая компания может иметь право провести непосредственный опрос водителя, который осуществлял перевозку. Даже если перевозчик признает свою вину, это вовсе не означает, что страховщик посчитает происшедшее страховым случаем или согласится с суммой ущерба.

Выплата возмещения производится только после того, как будут установлены все причины происшествия и размер нанесенного ущерба. Особо пристальное внимание со стороны страховщика уделяется обстоятельствам страхового случая. И это вполне объяснимо. Целые разделы договора и правил страхования посвящены исключениям и ситуациям, на которые страховое покрытие не распространяется. В зависимости от условий договора этими случаями могут быть:

  • военные действия, террористические акты, гражданские столкновения, забастовки;
  • какое-либо радиоактивное влияние;
  • эксплуатация технически неисправного транспортного средства;
  • недостачи груза при целостности упаковки и пломб грузоотправителя или таможенных органов, а также при отсутствии видимых повреждений транспортного средства;
  • принятие законодательных актов, изменяющих порядок ввоза, вывоза или транзита груза, которые вступили в силу после начала перевозки и т.д.

Отдельная оценка дается действиям перевозчика и его водителя. Любые нарушения с их стороны инструкций заказчика перевозки или страховщика могут служить поводом для отказа в возмещении убытков или уменьшения суммы выплат. А если речь идет о противоправных или умышленных действиях, которые привели к порче или недостаче груза, то рассчитывать на получение выплат, безусловно, не стоит. В качестве примера это могут быть:

  • незаконное изменение конструкции транспортного средства;
  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под действием наркотических веществ или медицинских препаратов, которые запрещено принимать, находясь за рулем;
  • превышение установленных режимов скорости;
  • пользование неохраняемой парковкой (стоянкой) и т.д.

Страховая компания не выплатит возмещение, если повреждение или утрата груза произошли не в период договорной ответственности перевозчика. Это, в частности, касается периода погрузочно-разгрузочных работ, хранения груза на таможенном лицензионном складе. Если договором со страховщиком предусмотрено только CMR страхование, то есть страхование международной перевозки, риски доставок внутри страны такой договор уже не покрывает. Например, если груз привезен в Украину, растаможен  и без выгрузки этим же автомобилем перевозится по территории Украины на основании ТТН, возможные потери возмещаться не будут.

Нарушение технических условий осуществления перевозки также ничего хорошего не сулит. К ним, в частности, относятся:

  • неправильное размещение или недостаточное закрепление груза;
  • перевозки рефрижераторных грузов или грузов, для которых требуется определенный температурный режим, транспортным средством, не оборудованным термоконтролем;
  • перевозка груза повышенного риска без должного оснащения автомобиля (отсутствие дополнительных замков, цельнометаллического корпуса, сигнализации, GSM модуля и т.д.).

В выплате возмещения может быть отказано, если отсутствуют доказательства обстоятельств и причин страхового случая, при представлении перевозчиком неправдивых (неверных) сведений или в случае создания препятствий для объективного расследования. Ну а если речь идет о мошенничестве, то вместо получателя страхового возмещения можно стать фигурантом уголовного дела.

Одним из наиболее проблемных вопросов страхования ответственности перевозчика является определение размера понесенного ущерба. Пострадавшая сторона и страховщик могут по-разному оценивать сумму, подлежащую выплате. Если стороны не могут прийти к согласию, в расчет берутся соответствующие акты ценовой оценки экспертов или ремонтных предприятий. Страховое возмещение выплачивается в сумме, которая не превышает реальный убыток за минусом определенной в договоре франшизы и только в пределах установленных страховых сумм (лимитов). Кроме того, выплата будет уменьшена на сумму полученной от виновной стороны компенсации ущерба.

В зависимости от условий договора страхования выплате подлежит возмещение и по другим застрахованным рискам. Например, это может быть ущерб, возникший из-за несвоевременной доставки груза. Его размер может быть ограничен стоимостью перевозки. Все затраты на уменьшение убытков (сбор, сортировка, переупаковка и т.д.), оплату услуг сюрвейеров (агентов, осматривающих груз), экспертов и аварийных комиссаров, на расследование обстоятельств происшедшего и на защиту интересов перевозчика подлежат возмещению в размере фактических затрат.

Рассмотрение всех полученных документов и сведений, а также определение суммы выплат производятся страховщиком в сроки, установленные в договоре. На практике часто встречается период в 30 дней. В случае положительного решения средства могут быть выплачены страхователю или выгодополучателю (пострадавшей стороне) путем перечисления на банковский счет. Иногда страховщик осуществляет платеж перевозчику только после того, как тот рассчитается с пострадавшей стороной. Разница между суммой признанного ущерба и полученным страховым возмещением, включая франшизу, погашается перевозчиком за счет собственных средств.

По условиям договора после выплаты страхового возмещения к страховой компании переходит право требования (регресса) к третьей (виновной за нанесенный ущерб) стороне.

Застрахованные убытки в учете

Страхование ответственности за сохранность груза, выплата компенсации ущерба пострадавшему и получение страхового возмещения — все эти операции подлежат отражению в учете перевозчика. Не могут остаться без внимания и налоговые последствия таких операций.

Раздел III НКУ, посвященный налогу на прибыль, не уделил рассматриваемым операциям абсолютно никакого внимания. Что совсем не плохо, поскольку это означает, что у перевозчика отсутствует обязанность начисления каких-либо налоговых разниц, связанных со страхованием. Учитываться должны только требования национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или международных стандартов.

Расходы на страхование ответственности перевозчика (страховой платеж) могут быть отнесены к конкретному объекту расходов. Согласно п.14 ПБУ-16 их сумму следует включать в состав прочих прямых расходов. Единственный вопрос: какую сумму? Как правило, договор страхования заключается на определенный период (например, год), и вся сумма страхового платежа одномоментно перечисляется страховщику. Одним из принципов учета является признание расходов одновременно с доходами, для получения которых они были осуществлены. Это означает, что в расходы периода может включаться только соответствующая пропорциональная сумма страхового платежа. Оставшаяся часть должна учитываться в составе расходов будущих периодов или выданных авансов. Основанием для отражения расходов на страхование будет соответствующий договор и платежные документы.

Так как груз не является собственностью перевозчика, наступление страхового случая не приводит к изменению его активов или пассивов. А вот признание нанесенного ущерба пострадавшему лицу является основанием для бухгалтерских записей. Вне зависимости от того, произведет ли страховая компания выплату и в каком размере, сумма ущерба, с которой официально согласился перевозчик, должна быть отражена в составе прочих расходов. Решение страховщика о выплате возмещения, оформленное соответствующим официальным документом, также необходимо отразить в учете перевозчика. Сумма возмещения включается в состав прочих доходов с одновременным увеличением прочей дебиторской задолженности.

Не следует забывать и о затратах перевозчика, связанных с уменьшением ущерба от страхового случая. Привлечение сторонних исполнителей для ликвидации последствий происшедшего, получение заключения экспертов и оценщиков — все эти услуги должны быть оплачены перевозчиком и, возможно, возмещены страховщиком. На основании первичных документов соответствующие суммы увеличат прочие расходы.

Что касается НДС, то согласно пп.196.1.3 ст.196 НКУ услуги страхования не являются объектом налогообложения. Соответственно, перевозчик не может претендовать на получение налогового кредита в части расходов на страхование. Полученное от страховой компании возмещение не является платой за проданные товары или предоставленные услуги. А значит, объект обложения НДС, определенный ст.185 НКУ, не возникает.

Правда, есть одно исключение. Оно касается дополнительных затрат перевозчика, направленных на уменьшение застрахованных убытков. Полученные услуги по сбору, сортировке, погрузке пострадавшего груза, услуги экспертов облагаются НДС в общем порядке. На их сумму будут выписаны и зарегистрированы в ЕРНН налоговые накладные с суммами НДС, которые попадут в налоговый кредит перевозчика. Фискальная служба в своих консультациях настаивает на следующей позиции: если страховое возмещение получено не страхователем, а непосредственным исполнителем, такой страхователь должен начислить компенсирующие налоговые обязательства. Основание — п.198.5 ст.198 НКУ. В качестве примера налоговики приводят ситуацию с ремонтом пострадавшего автомобиля (консультация в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 101.14). Но, скорее всего, такой подход фискалы захотят распространить на все страховые выплаты, хотя он абсолютно не обоснован, так как норма п.198.5 ст.198 НКУ указанных ограничений не содержит. Для уменьшения рисков в договоре страхования следует предусмотреть условие выплаты страхового возмещения только на счет перевозчика.

В заключение рассмотрим условный числовой пример отражения в учете операций по страхованию рисков перевозчика.

ПРИМЕР

Транспортным предприятием заключен договор страхования ответственности автоперевозчика. Страховой платеж по всем транспортным средствам составляет 12000 грн.,  франшиза по каждому страховому случаю равна 4000 грн., срок действия договора — один год. Во время выполнения перевозки произошло ДТП, в результате которого часть груза была уничтожена, а оставшийся груз был собран, переупакован и доставлен грузополучателю. В дальнейшем перевозчику была выставлена претензия на сумму ущерба в размере 25000 грн. Для сбора и переупаковки груза был привлечен сторонний исполнитель, стоимость услуг которого составила 6000 грн. (в т.ч. НДС — 1000 грн.). Кроме того, за услуги по оценке ущерба эксперту было выплачено 500 грн. (без НДС). Страховая компания согласилась с суммой ущерба и дополнительных расходов и выплатила ее за минусом франшизы.

Бухгалтерский учет представлен в таблице 2.

Таблица 2. Учет операций по страхованию ответственности перевозчика и получению страхового возмещения

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Kредит

Сумма, грн.

1

Заключен договор страхования

39

631

12000

2

Перечислен страховой платеж

631

311

12000

3

Ежемесячная сумма платежа отнесена к составу расходов периода

23

39

1000

4

Признана претензия пострадавшей стороны

977

685

25000

5

Получены услуги, направленные на уменьшение ущерба

94

685

5000

6

Отражен налоговый кредит по расходам на уменьшение убытков

641

685

1000

7

Перечислены средства за сбор и переупаковку груза

685

311

6000

8

Получены услуги оценщика

94

685

500

9

Перечислены средства за проведение оценки ущерба

685

311

500

10

Страховой компанией принято решение о выплате страхового возмещения*

377

746

27500

*Размер страхового возмещения равен сумме ущерба по грузу (25000), стоимости услуг по уменьшению убытков (6000) и услуг оценщика (500),  уменьшенной на сумму франшизы (4000).

11

Получены средства от страховщика

311

377

27500

Как видим, при желании можно разобраться в любом вопросе, даже в таком сложном, как страхование.


(1)Подробнее о договоре страхования груза в статье И. Высицкой на с.17—20 данного сборника (прим. ред.).