Приостановление регистрации НН: тестовый режим в действии

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 15 (1262) от 10 АПРЕЛЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимость
Юлия ДРОГОВОЗ, аудитор, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей


В тестовом режиме с 01.04.2017 г. до 01.07.2017 г. будет работать введенный Законом № 1797(1) механизм приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (далее — НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). В соответствии с п.57 подразд.2 разд. ХХ НКУ этот период является переходным — в течение второго квартала процедура, определенная п.201.16 ст.201 НКУ, осуществляется без фактического приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН.

Но уже с апреля 2017 года будет действовать постоянный автоматизированный мониторинг соответствия таких НН/РК критериям оценки степени рисков. Критерии оценки степени рисков, достаточные для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН (далее — Критерии), должно было определить Министерство финансов Украины до 1 апреля 2017 года.

К сожалению, в настоящее время проект приказа «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки» (далее — Проект) хотя и разработан Минфином, но пока только проходит процедуру утверждения.

При этом уже принято постановление КМУ от 29.03.2017 г. № 190 «Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации» (далее — Постановление № 190).

Критерии риска: чего ждать плательщикам?

Какие же Критерии и объекты контроля предлагает Министерство финансов?

Во-первых, вводятся термины «нереальная хозяйственная операция», «риск», «критерий оценки степени рисков», «контроль соответствия реализованных товаров приобретенным», «таблица налогоплательщика».

В частности, критерий — это определенный признак риска, соответствие которому выясняется по результатам автоматизированного анализа данных о налогоплательщике, его деятельности и операции, по которой им составлен НН/РК, являющийся достаточным основанием (самостоятельно или в совокупности) для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН.

Нереальная хозяйственная операция — документально оформленная налогоплательщиком операция по поставке товара/услуги (корректировке его объема) при наличии налоговой информации о невозможности осуществления (фактическом неосуществлении) такой операции или о недостоверности данных о ее осуществлении.

Таблица налогоплательщика — общая информация налогоплательщика о номенклатуре товаров/услуг, которые на постоянной основе приобретаются в процессе хозяйственной деятельности и производятся им.

Во-вторых, объектом контроля в соответствии с проектом приказа является операция по поставке товаров (работ, услуг), следствием которой стало представление НН/РК, регистрируемых в ЕРНН.

Не подлежат контролю:

  • НН, составленные на неплательщиков НДС;
  • НН, составленные по операциям поставки товаров/услуг, которые облагаются налогом по нулевой ставке;
  • НН/РК, в которых сумма НДС с начала текущего периода с учетом представленной НН/РК составляет менее 50 тыс.грн., и руководитель налогоплательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее чем у четырех налогоплательщиков (по сути, из-под контроля выходят субъекты малого предпринимательства);
  • НН/РК, составленные плательщиком, у которого сумма ЕСВ, а также всех налогов и сборов, уплаченных в сводный бюджет (кроме НДС, уплаченного таможенным органам), за 2016 год составляет 5 млн грн. (норма применяется временно до 01.01.2018 г.) (по сути, из-под контроля выходят крупные налогоплательщики);
  • НН/РК, составленные плательщиком, который выполняет налоговую нагрузку по уплате ЕСВ и всех налогов и сборов в сводный бюджет (кроме НДС, уплаченного таможенным органам) за последние 12 календарных месяцев к объему поставки товаров/услуг, указанному в НН/РК за такой же период, на уровне 8%. При этом обязательно должно выполняться требование о допустимом уровне «скачка» в объеме поставки товаров/услуг. Таким допустимым уровнем является сумма, не превышающая максимальный объем поставки в любом месяце из последних 12 календарных месяцев, увеличенный на коэффициент 1,3 (этим условием предусмотрено два уровня контроля: за налоговой нагрузкой и за наличием «скачков», которые наиболее присущи так называемым «скрутчикам»).

В-третьих, все другие операции подпадают под мониторинг автоматизированной системы, которая начинает контролировать их на соответствие следующим критериям, достаточным для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН.

В первую очередь, подлежат контролю операции плательщика на наличие так называемой «пересортицы», то есть когда имеются факты несоответствия количества/объемов или отсутствия приобретения товара/получения услуги при фактической реализации такого товара/услуги (с учетом имеющихся показателей таблицы налогоплательщика) и преобладания в налоговом кредите кодов УКТ ВЭД товаров, указанных в отдельном приложении к приказу Минфина (более 20%). Если при установлении «пересортицы» будет выявлено, что плательщик, представивший НН, одновременно не выполняет дополнительное условие по уплате налогов и сборов (отношение среднемесячной суммы уплаченного ЕСВ и в сводный бюджет — налогов и сборов, кроме суммы НДС, уплаченной таможенным органам, за последние 12 месяцев к объему поставки, указанному в зарегистрированных плательщиком в ЕРНН налоговых накладных в текущем месяце с учетом представленной НН, составляет менее 0,2), регистрация НН, представленной плательщиком, будет приостановлена.

Существуют следующие отдельные критерии, достаточные для приостановления регистрации:

  • отсутствие лицензий и других документов, удостоверяющих право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности;
  • должностное лицо налогоплательщика — юридического лица или налогоплательщик — физическое лицо признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 205 или 209 Уголовного кодекса Украины, если судимость за это преступление не была погашена или снята;
  • доля РК в ЕРНН, составленных на неплательщиков налога, в текущем месяце с учетом представленного РК, к сумме НДС, уплаченного в бюджет (кроме сумм НДС, уплаченных таможенным органам) в месяце, за который предоставлены такие РК, составляет более 20%.

Следует отметить, что последние три критерия действуют как самостоятельные и не зависят от наличия или отсутствия «пересортицы», то есть наличия несоответствия в кодах УКТ ВЭД или кодах ГКПУ по приобретенным и реализованным товарам/услугам.

Отдельно следует остановиться на таблице плательщика налога, которую он имеет право представить контролирующему органу после приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН. Таблица содержит информацию о кодах согласно КВЭД ДК 009:2010 и кодах согласно УКТ ВЭД или Государственному классификатору продукции и услуг (ДК 016-2010), а также наименование товаров/услуг, которые на постоянной основе приобретает (получает) и производит такой плательщик. Если автоматизированная мониторинговая система выявляет несоответствие в кодах, данные таблицы плательщика налога учитываются при анализе расхождений в кодах полученных и реализованных товаров/услуг.

При этом если в результате проведенного анализа с учетом данных таблицы плательщика устанавливается соответствие данных, НН/РК регистрируется. В противном случае принимается решение об отказе в регистрации НН/РК.

Помимо таблицы плательщика налога в соответствии с Перечнем документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК в ЕРНН, плательщик налога должен представить следующие документы:

  • договоры (внешнеэкономические контракты) с приложениями, переписку с контрагентами, таможенные декларации;
  • первичные документы о поставке товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы, инвентаризационные описи;
  • расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов;
  • счета-фактуры (инвойсы), акты приемки-передачи, предоставления услуг, накладные;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия и т.п.), наличие которых предусмотрено  договором или законодательством;
  • документальное подтверждение наличия трудовых ресурсов, материально-технических и технологических возможностей для осуществления хозяйственных операций.

На основании этих документов в соответствии с Постановлением № 190 комиссия ГФС принимает решение либо о регистрации НН/РК в ЕРНН, либо об отказе в такой регистрации.

До совершенства далеко…

В целом предложенный Минфином алгоритм применения критериев, достаточных для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН, имеет ряд недостатков:

1. Не учитываются суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. За счет этого даже крупные плательщики НДС — импортеры подпадают под контроль автоматизированной мониторинговой системы. Кроме этого, имеется значительный риск для плательщиков НДС — товаропроизводителей, использующих импортные материалы и комплектующие, получить в дальнейшем квитанции о приостановлении НН/РК в ЕРНН, поскольку такие плательщики будут иметь несоответствие в кодах по полученным и реализованным товарам/услугам, но возможности учесть все суммы фактически уплаченного НДС они лишены.

Следует отметить, что мошенники, построившие на «скрутках» свой бизнес, имеют весьма незначительную сумму уплаченных налогов. При этом установление высокой планки налоговой нагрузки может навредить реальному бизнесу и увеличить коррупционные риски. Статистика уплаты налогов и сборов налогоплательщиками отсутствует, но средний уровень такой уплаты (с учетом ЕСВ, но без учета НДС, уплаченного на таможне) для большинства плательщиков колеблется от 1% до 4%. Показатель отношения среднемесячной уплаты налогов и сборов с учетом ЕСВ за последние 12 месяцев к объему поставки, указанному в НН/РК в текущем месяце, на уровне не менее 0,2 вообще вызывает вопрос о реальности его выполнения не только представителями малого бизнеса, но и крупными плательщиками. Поэтому есть все основания считать, что под риски приостановления регистрации НН/РК может попасть значительное количество плательщиков НДС, особенно тех, которые избрали общую систему налогообложения и у которых отсутствуют собственные объекты недвижимого имущества, земельные участки в пользовании, большой штат работников, рентные платежи.

2. Введение самостоятельных критериев, не связанных с «пересортицей», не столько грозит «скрутчикам» или «транзитерам», сколько может приостановить деятельность предприятий реального сектора экономики. В частности, отсутствие лицензий не является свидетельством нереальных хозяйственных операций. Лицензии могут находиться в стадии продления, переоформления. Могут возникать другие вопросы по поводу наличия всех надлежащих разрешительных документов, но при этом такие вопросы не всегда однозначны, могут возникать спорные ситуации. Поэтому ставить в прямую зависимость регистрацию НН/РК в ЕРНН от наличия или отсутствия документов разрешительного характера нецелесообразно.

3. Таблица налогоплательщика несет в себе немало субъективизма. У добросовестных налогоплательщиков могут возникнуть проблемы при доказывании фактов использования полученных товаров/услуг, указанных в таблице, в производстве тех или иных товаров/услуг. При этом мошенники смогут воспользоваться таблицей в свою пользу и формально нивелировать несоответствия в кодах УКТ ВЭД или кодах ГКПУ, привязав к произведенным товарам/услугам несопоставимые товары/услуги. Поскольку решение о принятии или непринятии информации, представленной плательщиками в таблице, принимает комиссия ГФС, влияние человеческого фактора на все эти процессы и решения может быть существенным, что нивелирует идею максимальной автоматизации системы управления рисками. С учетом работы самой комиссии ГФС и порядка рассмотрения ею документов и пояснений, предоставленных налогоплательщиком, который весьма туманно очерчивает процедуру такого рассмотрения, коррупционных рисков избежать будет весьма сложно или практически невозможно.

Все эти нюансы в полной мере «заработают» в период окончания переходного периода, то есть с 1 июля 2017 года. До этого момента плательщики не будут иметь проблем с приостановлением регистрации НН/РК в ЕРНН. Следует помнить, что в соответствии с п.49.4 ст.49 НКУ с 1 января 2017 года действует запрет для контролирующих органов в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов.

Учитывая, что до момента вступления в силу приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки», плательщики НДС не будут получать квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, которые должны направляться одновременно продавцу и покупателю — плательщику налога. А значит, апрель для плательщиков НДС пройдет довольно спокойно.

ВНИМАНИЕ!

Квитанции о приостановлении регистрации НН/РК в ЕРНН, по предварительной информации, плательщики налога смогут увидеть ближе к маю 2017 года, и они будут носить исключительно информационный характер. Процесс тестирования критериев продлится до конца июня 2017 года, что дает надежду на оперативный (не дожидаясь 1 июля 2017 года) учет результатов такого тестирования и своевременное внесение в приказ Министерства финансов Украины соответствующих изменений, касающихся пересмотра некоторых подходов и показателей, предложенных в Проекте приказа, при введении автоматизированной мониторинговой системы.


(1)Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (прим. ред.).