Стационарные источники загрязнения, или «Налоговая» составляющая атмосферного воздуха

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 12 (1259) от 20 МАРТА 2017 года


Экологический налогОтходы, вторсырье

Ирина ШИНГУР, редактор


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – процесс не бесконтрольный. В частности, отечественным законодательством предусмотрен ряд обязательных для соблюдения природоохранных мер, цель которых – минимизировать влияние вредных факторов деятельности субъектов хозяйствования. Кроме того, загрязняя атмосферный воздух, «производитель» выбросов пополняет бюджет путем уплаты экологического налога. О том, кто и при каких обстоятельствах уплачивает экологический налог при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, читайте в нашем материале.

Плательщики

Согласно п.240.1 ст.240 НКУ субъекты хозяйствования, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, являются плательщиками экологического налога. Прежде всего, необходимо рассмотреть, что представляет собой стационарный источник загрязнения. В соответствии с пп.14.1.230 ст.14 НКУ стационарный источник загрязнения – это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Как правило, крупные производственные предприятия, являющиеся основными «поставщиками» загрязняющих веществ, имеют в штате специалистов по вопросам экологии, которые осведомлены об источниках загрязнения на своей территории. Небольшие же субъекты хозяйствования зачастую сталкиваются с проблемой определения принадлежности того или иного объекта (в основном, малогабаритного) к стационарным источникам загрязнения. В этой связи рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие при идентификации стационарного источника загрязнения.

В частности, вследствие повышения тарифов на централизованное отопление (а в некоторых случаях – из-за отсутствия такового) многие субъекты хозяйствования используют автономные системы отопления. С этой целью вводится в эксплуатацию соответствующее оборудование. Согласно разъяснениям, размещенным в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 120.09, к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, мини-электростанции, работающие на топливе, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества. В эту же категорию источников загрязнения входят и котлы, работающие на разных видах топлива.

К сожалению, отечественная нормативная база не содержит документа (перечня, классификатора и т.п.), позволяющего идентифицировать то или иное оборудование как стационарный источник загрязнения. В итоге, если мы обратимся к информации из «ЗІР», то кроме приведенной выше справочной информации найдем также совет о том, что для выяснения вопроса об отнесении оборудования предприятия к стационарным источникам загрязнения плательщику следует обращаться в соответствующий орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды.

Тем не менее можно попытаться идентифицировать оборудование как стационарный источник загрязнения, руководствуясь логикой и некоторыми определениями. Так, согласно пп.14.1.142 ст.14 НКУ передвижной источник загрязнения(1) – транспортное средство, движение которого сопровождается выбросами в атмосферу загрязняющих веществ. Следовательно, любой объект, не являющийся транспортным средством, но продуцирующий в процессе эксплуатации выбросы загрязняющих веществ – это потенциальный стационарный источник загрязнения. По мнению ГФС(2), таковыми являются и объекты, которые можно переместить (например, тот же генератор, газосварочное оборудование, работающие на горючем, при сгорании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ).

Немало вопросов возникает по поводу того, кто является плательщиком экологического налога при определенных организационных нюансах и особенностях осуществления деятельности субъекта предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Структурная схема организации субъекта хозяйствования может содержать подразделения, эксплуатирующие стационарные источники загрязнения, которые согласно ст.64 ХКУ не имеют статуса юридического лица. В таком случае плательщиком экологического налога является предприятие, в состав которого входят филиалы, отделения и прочие обособленные подразделения (ЗІР, категория 120.01).

Зачастую у субъектов хозяйствования нет возможности или необходимости (например, ввиду высокой стоимости, при периодическом использовании и т.п.) приобретать оборудование, являющееся стационарным источником загрязнения. Тогда соответствующее оборудование можно взять в аренду. При таких обстоятельствах плательщиками экологического налога являются арендаторы, побочным продуктом деятельности которых является выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При аренде помещений, для обогрева которых используется автономный источник отопления, определение плательщика экологического налога зависит от предмета договора аренды. В случае если помещение сдается в аренду одновременно с отопительным оборудованием, плательщиком экологического налога является арендатор. Если же предметом аренды является только площадь (офис, производственное или складское помещение), экологический налог уплачивает арендодатель. В таком случае, в отличие от коммунальных платежей, которые арендатор может оплачивать самостоятельно, заключив прямые договоры с соответствующими поставщиками услуг(3), сумма экологического налога может быть учтена только при определении суммы арендной платы. Следовательно, плательщиком экологического налога является субъект хозяйствования (арендодатель – юридическое лицо или физическое лицо – предприниматель) – собственник автономной системы отопления. При этом физическое лицо – не субъект предпринимательства (арендодатель) – собственник автономной системы отопления, используемой для обогрева помещения, сдаваемого в аренду, не является плательщиком экологического налога (ЗІР, категория 120.01).

Разрешения

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно ст.11 Закона № 2707 могут осуществляться после получения разрешения. Закон № 2707 не содержит норм, освобождающих каких-либо субъектов от получения разрешения. Тем не менее в некоторых случаях получение такого разрешения не является целесообразным с точки зрения здравого смысла. Речь идет о небольших объектах, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду посредством выброса загрязняющих веществ (например, котлы, используемые для отопления помещений). В этой связи обратимся к судебной практике.

Определением от 10.04.2013 г. № К/9991/67321/12 Высший административный суд Украины отклонил кассационную жалобу Государственной экологической инспекции во Львовской области по поводу необходимости получения субъек-том предпринимательства разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для эксплуатации газового котла. Свою позицию суд сформулировал на основании нормативных документов, устанавливающих пороговые значения выбросов и содержащих перечень типов оборудования, по которым разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов. В частности, суд пришел к выводу, что:

  • пороговые значения потенциальных выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от работы газового котла в год являются меньшими, нежели предусмотрено Инструкцией № 177(4);
  • согласно Перечню № 317(5) тепловая мощность теплосиловой установки меньше, нежели предусмотрена данным Перечнем.

Орган, выдающий разрешения. Место выдачи разрешения зависит от того, к какой группе относится объект субъекта хозяйствования. Критерием отнесения объекта к определенной группе является степень влияния объекта на загрязнение атмосферного воздуха. Согласно ст.11 Закона № 2707 объекты делятся на три группы:

  • первая группа – объекты, которые поставлены на государственный учет и имеют производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления(6);
  • вторая группа – объекты, поставленные на государственный учет и не имеющие производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления;
  • третья группа – объекты, которые не входят в первую и вторую группы.

В соответствии со ст.31 Закона № 2707 государственному учету в отрасли охраны атмосферного воздуха подлежат:

  • объекты, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха;
  • виды и объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
  • виды и степени влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.

Порядок ведения государственного учета в отрасли охраны атмосферного воздуха утвержден постановлением КМУ от 13.12.2001 г. № 1655. Во исполнение указанного постановления утверждена Инструкция № 177, определяющая критерии постановки на государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Таким образом, согласно ст.11 Закона № 2707 субъект после постановки объекта на государственный учет для получения разрешения обращается:

  • в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды (Минприроды) – если объект относится к первой группе;
  • в областную, Киевскую городскую государственные администрации – если объект относится ко второй или третьей группе.

Обращаем внимание, что субъект хозяйствования в контексте Инструкции № 108 (регламентирующей порядок оформления документов для получения разрешения) – это физическое или юридическое лицо, управляющее или контролирующее оборудование, в том числе лицо, которому согласно законодательству переданы права владеть и пользоваться оборудованием, а также обеспечивающее его техническое функционирование. Следовательно, если «загрязняющий» объект находится в аренде, разрешение на выбросы должен получить арендатор.

Перечень документов. Основным документом, регламентирующим порядок получения разрешений на выбросы в атмосферный воздух, является Порядок № 302(7). Согласно п.4 этого Порядка для получения разрешения субъект хозяйствования:

  • оформляет заявление;
  • готовит документы, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ;
  • проводит инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пылегазоочистного оборудования;
  • проводит оценку влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;
  • разрабатывает план мероприятий относительно: достижения установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; охраны атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательного прекращения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведения места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращения превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; осуществления контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;
  • обосновывает размеры нормативных санитарно-защитных зон, производит оценку расходов, связанных с реализацией мероприятий по их созданию;
  • производит оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
  • готовит информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности согласно законодательству.

Общие требования в части построения, оформления и содержания документов для получения разрешения, в которых обосновываются объемы выбросов, устанавливаются Инструкцией № 108. Согласно п.1.3 указанной Инструкции разработку документов, в которых обосновываются объемы выбросов, осуществляют учреждения, организации и заведения, которым предоставлено право на разработку таких документов и которые внесены в перечень Минприроды(8).

Учет и отчетность

Согласно пп.242.1.1 ст.242 НКУ объектом и базой обложения экологическим налогом являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемые в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Ставки налога приведены в п.243.1–243.5 ст.243 НКУ и применяются к загрязняющим веществам, сгруппированным по видам, классам опасности, а также к веществам, для которых установлен ориентировочно безопасный уровень воздействия. Отечественное законодательство содержит нормативные акты, по которым определяется класс опасности и ориентировочно безопасный уровень воздействия, а именно:

  • приказ Министерства охраны окружающей природной среды от 27.06.2006 г. № 309 «Об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Украины от 15.04.2013 г. № 9 «Об утверждении значений гигиенических нормативов химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Нюансы обоснования применения ставок экологического налога изложены в письме ГФС от 16.03.2016 г. № 9027/7/99-99-15-04-02-17(9). Сумма налога определяется по формуле, приведенной в п.249.3 ст.249 НКУ.

По итогам квартала плательщик налога составляет Налоговую декларацию экологического налога. Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнениями (приложение 1) является неотъемлемой частью Налоговой декларации экологического налога. Срок представления такой декларации составляет 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Налог следует уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления декларации.

Необходимо отметить, что декларация представляется в контролирующий орган по месту размещения стационарных источников загрязнения. Если место представления налоговой декларации не совпадает с местом нахождения на налоговом учете субъекта предпринимательства, в контролирующий орган, в котором такой субъект состоит на учете, представляются в течение 40 ка-лендарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций. В случае если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) либо за их пределами, такой плательщик налога обязан представить в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения налоговую декларацию по каждому стационарному источнику отдельно. Если же несколько стационарных источников загрязнения расположены в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) либо за его пределами (код согласно КОАТУУ(10) один и тот же), такой плательщик налога может представлять в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию. Одна налоговая декларация по месту нахождения на налоговом учете представляется и в случае, если плательщик имеет стационарные источники загрязнения на территории города с районным делением.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществлять выбросы в течение отчетного года, он обязан уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источника загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В таком случае он освобождается от обязанности представления декларации.


(1)С 1 января 2015 г. прекращено обложение экологическим налогом выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения (прим. авт.).

(2)См.: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5363 (прим. авт.).

(3)Подробнее об этом см.: Рыльская М. Операционная аренда: учет у арендатора и арендодателя // Аренда: от договора до учета: Сборник систематизированного законодательства. – 2017. – Вып.2. – С.136–145 (прим. ред.).

(4)Инструкция о порядке и критериях постановки на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 10.05.2002 г. № 177 (прим. ред.).

(5)Перечень типов оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденный приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 16.08.2004 г. № 317 (прим. ред.).

(6)Перечень производств и технологического оборудования, подлежащих к внедрению лучших доступных технологий и методов управления, приведен в приложении 3 к Инструкции об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 09.03.2006 г. № 108 (прим. ред.).

(7)Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302 (прим. ред.).

(8)См.: http://www.menr.gov.ua/ (прим. авт.).

(9)Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 46. – С.28–29 (прим. ред.).

(10)Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины (прим. ред.).