Дневник нормотворца: обзор законодательства

10.03.2017 10:54


Игорь СУХОМЛИН, главный редактор


Финансовая отчетность

Минфин внес изменения в ПБУ-22 «Влияние инфляции» /приказ от 17.02.2017 г. № 241, зарегистрированный в Минюсте 28.02.2017 г. под № 267/30135/. Он определил количественные и качественные характеристики экономической среды страны, свойственные гиперинфляционной экономике, при наличии которых показатели годовой финансовой отчетности подлежат перерасчету.

Эти изменения были разработаны для предприятий, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность. Как оказалось, значительная их часть не увеличивала показатели годовой финансовой отчетности по правилам ПБУ-22. Они побоялись или не захотели (по определенным причинам) учесть инфляцию в финансовых показателях прошлого года.

По новым правилам отчетные показатели необходимо корректировать на соответствующий инфляционный коэффициент при следующих условиях:

  • подавляющее большинство населения хранит свои сбережения в форме немонетарных активов или в относительно стабильной иностранной валюте;
  • продажа и приобретение активов на условиях отсрочки платежа осуществляется по ценам, которые компенсируют ожидаемую потерю покупательной способности денег в течение периода отсрочки платежа;
  • процентные ставки, заработная плата и цены индексируются согласно индексу цен;
  • достижение значения кумулятивного прироста инфляции (произведения индексов инфляции за три последних года) 100% и более.

Ранее для подобной корректировки достаточно было лишь одного условия — трехлетний кумулятивный прирост инфляции должен был достигать 90%. Поэтому ГФС, учитывая инфляцию прошлых трех лет, пришла к выводу, что предприятия, которые по правилам бухгалтерского учета корректируют финансовую отчетность на показатели инфляции, при исчислении объекта обложения налогом на прибыль учитывают откорректированный на индекс инфляции финансовый результат до налогообложения /письмо от 10.02.2017 г. № 3390/7/99-99-15-02-02-17(1)/.

Однако Минфин придерживается другой точки зрения. Еще до вступления в силу упомянутых изменений в ПБУ-22 он указал следующее: «основания для корректировки предприятиями финансовой отчетности за 2016 год согласно ПБУ-22 отсутствуют» /письмо от 28.02.2017 г. № 11410-06-5/5390, с.56/. Новые изменения лишь прибавляют аргументов к такой позиции Минфина.

Впрочем, не все плательщики налога на прибыль будут в восторге от такого подхода (см. комментарий к указанному письму Минфина на с.57).

Эти и другие внесенные изменения вступят в силу со дня официального опубликования. Их детальный анализ будет представлен в ближайших номерах.

Специальное водопользование

Президент нашей страны подписал Закон Украины от 07.02.2017 г. № 1830-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, регулирующие отношения, связанные с получением документов разрешительного характера по специальному водопользованию». Он вступит в силу с 04.06.2017 г.

Согласно этому Закону, в частности:

  • предоставлены полномочия по выдаче разрешений на специальное водопользование центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере развития водного хозяйства, то есть Госводагентству;
  • к специальному водопользованию не будут относиться водопользователи, забирающие и использующие менее 5 кубических метров воды в сутки (кроме используемой для производства напитков и фасованной воды);
  • определен исчерпывающий перечень документов, представляемых водопользователем для оформления права специального водопользования;
  • установлены исчерпывающие основания для прекращения права специального водопользования.

Кредиты от нерезидента

Нацбанк внес изменения в Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участниках /постановление от 02.03.2017 г. № 18/. Он упростил процедуру предоставления документов для регистрации изменений в договоры на привлечение резидентами кредитов в иностранной валюте от нерезидентов. Следовательно, с 04.03.2017 г. банкам не нужно предоставлять в НБУ копии документов при регистрации изменений в кредитные договоры при наличии индикаторов рисковых финансовых операций, если изменения касаются исключительно следующих случаев:

  • снижения размера процентной ставки, комиссий, неустойки, других платежей;
  • перехода резидента-заемщика на обслуживание в другой уполномоченный банк;
  • изменения юридического адреса заемщика;
  • пролонгации срока кредита, займа.

Валютный контроль

Нацбанк планирует упростить процедуру проведения операций клиентов банков по покупке иностранной валюты/перечислению денежных средств за пределы Украины в пользу нерезидентов и изменить порядок контроля за рискованными валютными операциями на банковском рынке /постановление от 28.02.2017 г. № 15/. Эти изменения вступят в силу с 22.03.2017 г. После этой даты клиентам банков не нужно будет ждать разрешения НБУ на проведение таких валютных операций. Банки будут информировать НБУ о таких операциях клиентов после их проведения, в частности, о:

  • покупке и/или перечислении иностранной валюты за пределы Украины по авансовым платежам уполномоченных банков и их клиентов за импорт товара;
  • покупке и/или перечислении за пределы Украины иностранной валюты клиентами уполномоченных банков, которые не связаны с выполнением авансовых платежей за импорт товара;
  • перечислении денежных средств в гривнях по поручению клиентов в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнях, открытые в уполномоченных банках;
  • перечислении денежных средств, которое осуществляется по поручению клиентов в пользу нерезидентов через филиалы уполномоченных банков, открытые на территории других государств;
  • покупке и/или перечислении иностранной валюты за пределы Украины по собственным операциям уполномоченных банков в части возврата иностранному инвестору дивидендов.

Но следует помнить, что при возникновении у Нацбанка сомнений в законности операций в банк может быть направлено требование, в частности, о приостановлении отдельных валютных операций клиента. Возобновить проведение таких операций банк сможет лишь после получения специального уведомления от НБУ.

Кроме того, Нацбанк обязал банки информировать его о клиентах, которые занимались сомнительными валютными операциями и перешли на обслуживание в другие банки.

Законодательство СССР

Субъекты хозяйствования наконец получили возможность ознакомиться с постановлением КМУ от 23.11.2016 г. № 1066, которым:

  • признаны утратившими силу 219 актов УССР;
  • признаны не применяемыми на территории Украины 99 актов СССР.

Речь идет о документах, создававших регуляторные барьеры для ведения бизнеса и неоднозначную трактовку прав и обязанностей субъектов хозяйствования. Впрочем, следует признать, что эти документы преимущественно или уже заменены соответствующими актами украинского законодательства, или вообще не применяются. Поэтому рассчитывать на кардинальное улучшение инвестиционного климата не стоит.

Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.

Бизнес и АТО

Кабмин утвердил Порядок перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции /постановление от 01.03.2017 г. № 99/. Он вступил в силу с 04.03.2017 г.

Субъект хозяйствования, намеревающийся переместить товар, должен обратиться с заявлением в письменной и электронной форме в ГФС. К рассмотрению принимаются заявления, поданные субъектами хозяйствования, которые:

  • зарегистрировали местонахождение и состоят на налоговом учете на территории Украины (кроме временно неконтролируемой территории и временно оккупированной территории);
  • не имеют задолженности по уплате налогов перед государственным и местными бюджетами;
  • имеют единый цикл производства, реализации продукции, выполнения работ или предоставления услуг стоимостного характера на территории Украины (кроме временно оккупированной территории) и на временно неконтролируемой территории;
  • проводят расчеты с использованием исключительно внутригосударственной платежной системы.

В течение 10 рабочих дней ГФС должна осуществить проверку заявления и направить представление координационному центру о принятии решения относительно включения субъектов хозяйствования в соответствующие перечни. При необходимости проведения дополнительной проверки срок проверки заявления может быть продлен на 10 рабочих дней.


(1)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 10. — С.59—60 (прим. ред.).