Дневник нормотворца: обзор законодательства

23.02.2017 16:46


Игорь СУХОМЛИН, главный редактор


Частные исполнители

С 05.01.2017 г. вступили в силу отдельные нормы Закона Украины от 02.06.2016 г. № 1404-VIII «Об исполнительном производстве» и Закона Украины от 02.06.2016 г. № 1403-VIII «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Именно этими нормами введен институт частных исполнителей. Теперь частный исполнитель, по аналогии с государственным исполнителем, наделен правом на основании определенных законодательством исполнительных документов налагать арест и осуществлять принудительное списание денежных средств со счетов клиентов банков. Поэтому при поступлении в банк от частного исполнителя платежного требования на принудительное списание денежных средств клиента, оформленного на основании судебного решения, банк должен принять его к исполнению.

В связи с этим Нацбанк внес изменения в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, Инструкцию о межбанковском переводе денежных средств в Украине в национальной валюте и Положение о порядке исполнения банками документов на перевод, принудительное списание и арест денежных средств в иностранных валютах и банковских металлов /постановление от 09.02.2017 г. № 8/. Данными изменениями урегулированы следующие процедуры:

  • осуществление банками мероприятий по аресту денежных средств на счетах клиентов по постановлению частного исполнителя об аресте денежных средств;
  • прием банками к исполнению платежного требования на принудительное списание денежных средств, оформленного частным исполнителем;
  • направление банком уведомления частному исполнителю об открытии нового счета клиентом, в отношении которого имеется публичное обременение движимого имущества.

В то же время Нацбанк предоставил банкам возможность открывать счета несовершеннолетним лицам (с 14 до 16 лет) на основании паспорта гражданина Украины.

Внесенные изменения вступили в силу с 16.02.2017 г.

Внеплановые проверки

Минэкономразвития и Государственная регуляторная служба утвердили форму согласования проведения внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав и Порядок ее представления /приказ от 20.01.2017 г. № 56/5, зарегистрированный в Минюсте 09.02.2017 г. под № 186/30054/. Как известно, в настоящее время внеплановые проверки допускаются только в исключительных случаях, в частности, при нарушении субъектом хозяйствования законных прав физического лица. Но даже в этой ситуации осуществление такой проверки разрешается только при условии представления ГРС согласования на такую проверку.

Для получения согласования орган контроля обязан в течение 5 рабочих дней со дня поступления обращения физического лица представить ГРС копию соответствующего обращения и письмо с обоснованием необходимости проведения такого мероприятия.

Согласование проведения внеплановой проверки или мотивированный отказ в согласовании должны быть представлены органу контроля в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения. Как согласование, так и отказ подлежат обнародованию на официальном веб-сайте ГРС в день их представления.

Такой порядок будет действовать до 31.12.2017 г.

Нефтепродукты

НКРЭКУ утвердила Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов по магистральному трубопроводу /постановление от 16.02.2017 г. № 202/. Они вступят в силу со дня, следующего за днем их официальной публикации.

Лицензионные условия устанавливают исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, а также определяют исчерпывающий перечень требований, обязательных для выполнения при осуществлении лицензированной деятельности.

В течение 3 месяцев со дня публикации этих Лицензионных условий лицензиаты, осуществляющие хозяйственную деятельность по транспортировке нефти, нефтепродуктов по магистральному трубопроводу, должны привести свою хозяйственную деятельность в соответствие с новыми требованиями.

Трудоустройство инвалидов

Минсоцполитики изложило в новой редакции Порядок выдачи справки о численности работающих лиц с инвалидностью /приказ от 28.12.2016 г. № 1622, зарегистрированный в Минюсте 23.01.2017 г. под № 95/29963/. Этот Порядок регулирует выдачу отделениями Фонда социальной защиты инвалидов справок о численности работающих лиц с инвалидностью, имеющих основное место работы на предприятии, учреждении, организации, а также у физических лиц, использующих наемный труд. В расчет берется среднеучетная численность штатных работников учетного состава.

Для получения справки работодатели должны представить в отделение Фонда следующие документы:

  • заявление (приложение 1 к Порядку);
  • отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за предыдущий год по форме 10-ПІ;
  • список работающих лиц с инвалидностью (приложение 2 к Порядку).

Справка о численности работающих лиц с инвалидностью должна быть бесплатно выдана отделением Фонда в течение 10 дней после регистрации представленных документов. Она выдается за период, указанный в заявлении.

Банкротство банков

Фонд гарантирования вкладов физических лиц утвердил Методику оценки активов банка, отнесенного к категории проблемных или неплатежеспособных /решение от 08.12.2016 г. № 2707, зарегистрированное в Минюсте 18.01.2017 г. под № 66/29934/. Она вступит в силу со дня, следующего за днем ее официальной публикации.

Новая Методика определяет порядок действий работников Фонда по оценке стоимости активов проблемного или неплатежеспособного банка. Собранные данные будут сравниваться с отчетами субъектов оценочной деятельности. Однако Фонд признает, что результаты оценки по данной Методике являются вспомогательными и не могут использоваться в качестве единого источника для принятия управленческих решений Фондом по активам банка. Эти результаты будут использоваться при определении первоначальной стоимости реализации активов неплатежеспособных банков на открытых торгах.

Сельскохозяйственные дотации

Кабмин утвердил Порядок распределения бюджетной дотации для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции в 2017 году /постановление от 08.02.2017 г. № 83/. Речь идет о распределении денежных средств, предусмотренных Минагрополитики в государственном бюджете по программе 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей».

Право на получение бюджетной дотации имеют юридические лица и физические лица — предприниматели, основной деятельностью которых является поставка сельскохозяйственных товаров, произведенных ими на собственных или арендованных основных средствах. При этом удельный вес стоимости таких сельскохозяйственных товаров должен составлять не менее 75% стоимости всех товаров, поставленных ими в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов. Непосредственно товаропроизводители должны быть включены в Реестр получателей бюджетной дотации, сформированный ГФС.

Не могут рассчитывать на дотацию лица, которые:

  • были исключены из Реестра либо утратили статус получателей бюджетной дотации до начала или в отчетном периоде;
  • по данным Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований изменили основной вид деятельности, но в установленном порядке и в сроки не подали в контролирующий орган заявление для внесения изменений в Реестр;
  • имеют налоговый долг по НДС на следующий день после предельного срока уплаты этого налога за отчетный период, за который предоставляется бюджетная дотация.

Планируется, что бюджетная дотация будет выплачиваться ежемесячно. Для определения этой суммы будет учитываться стоимость реализованной продукции и доля уплаченной в бюджет суммы НДС по определенным видам деятельности в общей сумме уплаты налога.

Кроме того, правительство допускает представление товаропроизводителем после получения бюджетной дотации за соответствующий отчетный период (месяц) уточняющего расчета по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, которые привели к уменьшению суммы налоговых обязательств за отчетный период. Но тогда на сумму излишне выплаченной бюджетной дотации будет уменьшена бюджетная дотация такого товаропроизводителя в следующих отчетных периодах(1).


(1)Подробнее о дотациях для сельхозпроизводителей см. в статье Т.Деркач на с.30 данного номера (прим. ред.).