Услуги без кодов: проблема не решена!

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 8 (1255) от 20 ФЕВРАЛЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьНалоговые накладные

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Изменения, внесенные в НКУ в части необходимости кодирования в налоговых накладных всех товаров и услуг в соответствии с УКТ ВЭД и ГКПУ(1), вызвали немалый ажиотаж(2). Практика показала, насколько недоработаны наши законы. После ознакомления с новой редакцией пп.«і» пп.201.1 ст.201 НКУ складывается впечатление, что законотворцы даже представления не имеют, что у нас далеко не все товары и услуги кодируются.

Опубликованные ниже письма ГФС и Минфина по вопросам кодирования услуг в налоговых накладных являются свидетельством того, что эти ведомства уже в курсе, какие проблемы возникли у плательщиков НДС после 1 января 2017 года. ГФС в письме от 26.01.2017 г. № 229/4/99-99-15-03-01-13 полагает, что Минфин должен обратиться в профильное ведомство (в настоящее время это Минэкономразвития, которому подчиняется Госпотребинспекция, утверждающая подобные классификаторы) с просьбой доработать ГКПУ под требования НКУ. В свою очередь, Минфин в письме 10.02.2017 г. № 31-11120-09-10/3709 безосновательно обвинил ГФС в том, что разработанный ею проект изменений в форму налоговой накладной не учитывает проблем с отсутствием кода услуг. Кроме того, по мнению МФУ, именно ГФС должна составить исчерпывающий перечень услуг, которые не были до того включены в ГКПУ, а также по результатам обобщенного анализа обращений плательщиков НДС оказать им консультационную поддержку. Хотя предоставление обобщающих налоговых консультаций по результатам анализа жалоб плательщиков является обязанностью именно Минфина в соответствии с пп.192.1.5 ст.19 НКУ.

Но есть в письме Минфина и рациональное зерно: в обновленную форму налоговой накладной предлагается внести такие изменения, которые бы позволяли заполнять ее при отсутствии кода услуги. Очевидно, что ГФС не пойдет на такой шаг, ведь это противоречит законодательству.

Читателям также может пригодиться и письмо ТПП 20.01.2017 г. № 146/08.1-7.1, в котором она напоминает, что может предоставлять услуги по определению кода УКТ ВЭД и кода услуги по ГКПУ. Однако необходимо помнить, что согласно Закону о ТПП(3) данная организация может идентифицировать только товары, но не услуги (ст.11). Следовательно, в случае судебного обжалования сертификат либо иной документ, выданный ТПП о присвоении кода услуги, может оказаться бесполезным. Эта проблема решается только путем внесения изменений в Закон о ТПП в части расширения прав ТПП на «кодирование» услуг.

P.S. Пока ответственные органы думают, как решить проблему «кодирования» налоговых накладных в части отсутствия кодов, ГФС получает многочисленные запросы от налогоплательщиков как быть в переходном периоде, чтобы не нарушить закон. Два таких ответа ГФС (письма от 13.02.2017 г. № 2858/6/99-95-42-03-15 и от 13.02.2017 г. № 2857/6/99-95-42-03-15) будут опубликованы в ближайшем номере «Бухгалтерии» с нашим редакторским комментарием.


(1)Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 (прим. ред.).

(2)Подробнее об этом см.: Клунько А. Господа, сохраняйте спокойствие, или О кодах в налоговых накладных // Бухгалтерия. — 2017. — № 3-4. — С.18—19 (прим. ред.).

(3)Закон Украины от 02.12.97 г. № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (прим. ред.).