Дневник нормотворца: обзор законодательства

16.02.2017 17:03


Игорь СУХОМЛИН, главный редактор


Строительство

Президент Украины подписал Закон Украины от 17.01.2017 г. № 1817-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части совершенствования градостроительной деятельности». Настоящим законодательным актом предусмотрено внесение, в частности, следующих изменений:

  • отмена определения категорий сложности объектов строительства. Поэтому объекты строительства I и II категорий сложности переведены в разряд объектов с незначительными (СС1) последствиями; III и IV категорий сложности – в разряд объектов со средними (СС2) последствиями; V категории сложности — в разряд объектов со значительными (СС3) последствиями;
  • объединение разрешительных процедур в пределах одного класса последствий;
  • переход от трехступенчатой разрешительной системы (уведомление, декларация, разрешение) к двухступенчатой (уведомление, разрешение);
  • замена процедуры регистрации деклараций объектов со средними и значительными классами последствий (ответственности) получением разрешения на выполнение строительных работ;
  • приемка в эксплуатацию указанных объектов на основании сертификата, а для объектов с незначительными классами последствий (ответственности) – на основании уведомления о выполнении строительных работ;
  • определение исчерпывающего перечня условий, предоставляемых в качестве исходных данных для проектирования объектов строительства.

По словам авторов этих изменений, они были приняты с целью приведения отечественного законодательства в соответствие с лучшими европейскими практиками, в частности Польши, где строительство осуществляется на основании разрешения на выполнение строительных работ или уведомления.

Ожидается, что данный Закон вступит в силу с 10.06.2017 г. Однако зарегистрированные до этой даты декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ будут считаться действительными до завершения строительства объектов. Они могут быть отменены соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля только  в случае:

  • подачи заказчиком заявления об отмене декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ;
  • наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом – предпринимателем (заказчиком), смерти физического лица – заказчика или признании его безвестно отсутствующим;
  • установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта и требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства, невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля;
  • отмены градостроительных условий и ограничений;
  • выявления органом государственного архитектурно-строительного контроля факта представления недостоверных данных, приведенных в зарегистрированной декларации, которые являются основанием считать объект самовольным строительством, в частности если он построен или строится на земельном участке, который не был отведен для этих целей, либо без соответствующего документа, предоставляющего право выполнять строительные работы, либо без надлежащим образом утвержденного проекта или строительного паспорта;
  • выполнения строительных работ, не предусмотренных декларацией о начале выполнения строительных работ.

Учет налогоплательщиков

Минфин внес изменения в Порядок учета плательщиков налогов и сборов и Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость /приказ от 21.12.2016 г. № 1125, зарегистрированный в Минюсте 16.01.2017 г. под № 42/29910/. Эти изменения начнут действовать через 30 дней со дня их официальной публикации. Именно после этого будут применяться новые редакции следующих форм:

  • Справка о постановке на учет налогоплательщика, сведения о котором не подлежат включению в Единый государственный реестр (форма № 34-ОПП);
  • Заявление (для юридических лиц и обособленных подразделений) (форма № 1-ОПП);
  • Заявление (для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность) (форма № 5-ОПП);
  • Заявление о постановке на учет по неосновному месту учета (форма № 17-ОПП);
  • Уведомление об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность (форма № 20-ОПП);
  • Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (форма № 1-ПДВ).

При этом Минфин разрешил налогоплательщикам пересмотреть информацию об объектах налогообложения, в том числе об идентификаторе объекта налогообложения, присвоенном ГФС, в личной части Электронного кабинета плательщика. При необходимости изменения идентификатора объекта налогообложения налогоплательщик может также представить в контролирующий орган уведомление об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП. В этом уведомлении информация о таком объекте налогообложения должна быть приведена в двух строках, а именно: в одной строке указывается информация о закрытии объекта налогообложения, в другой – обновленная информация об объекте налогообложения.

Кроме того, следует учитывать, что со дня вступления в силу этих изменений утратят силу следующие документы:

  • справки о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП. Исключение сделано для справок, выданных налогоплательщикам, сведения о которых не подлежат включению в Единый государственный реестр, а именно обособленным подразделениям иностранных компаний, организаций, в том числе постоянным представительствам нерезидентов, уполномоченным лицам по договорам о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, управляющим имуществом, инвесторам (операторам) по соглашениям о распределении продукции, исполнителям проектов (программ) международной технической помощи, дипломатическим миссиям, воинским частям и физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность;
  • уведомление о включении налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных налогов по форме № 16-ОПП.

Вместе с тем Минфин предоставил право налогоплательщикам, заключившим с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, подавать заявление по форме № 17-ОПП посредством электронной связи. Такое заявление может быть подано как в контролирующий орган по неосновному месту учета, так и в контролирующий орган по основному месту учета. Также постановка на учет по неосновному месту учета может осуществляться на основании:

  • уведомления об объектах налогообложения или объектах, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП (если в таком уведомлении налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором желает встать на учет по неосновному месту учета по местонахождению соответствующего объекта налогообложения);
  • заявления по форме № 5-ОПП, поданного нотариусом, если в таком заявлении плательщик указал о желании встать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению рабочего места.

При таких обстоятельствах, то есть когда налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором желает встать на учет по неосновному месту учета, в форме № 20-ОПП или форме № 5-ОПП, налогоплательщик освобождается от обязанности подачи заявления по форме № 17-ОПП.

Эти и другие изменения будут подробно рассмотрены в ближайших номерах газеты.

Сертификация аудиторов

Аудиторская палата Украины изложила в новой редакции Положение о сертификации аудиторов /решение от 26.01.2017 г. № 338/10/. Оно вступит в силу с 01.07.2017 г.

Правом на получение сертификата наделены кандидаты, имеющие полное высшее экономическое или юридическое образование, документ о получении которого признается в Украине (не ниже образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра), необходимые знания по вопросам аудита, бухгалтерского учета, финансов, экономики, налогообложения и хозяйственного права, опыт работы не менее 3 лет подряд на должностях ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста, экономиста, ассистента (помощника) аудитора и успешно сдавшие письменный квалификационный экзамен.

Экологический налог

Минфин внес изменения в форму Налоговой декларации экологического налога /приказ от 28.12.2016 г. № 1177, зарегистрированный в Минюсте 26.01.2017 г. под № 116/29984/. В новой редакции изложена форма Расчета за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные).

Загрязнение атмосферного воздуха

Минприроды внесло изменения в Методику расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух /приказ от 28.12.2016 г. № 548, зарегистрированный в Минюсте 23.01.2017 г. под № 98/29966/. В частности, уточнено, что факт сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается государственными инспекторами по результатам инструментально-лабораторных методов контроля, документальной проверки субъектов хозяйствования и расчетными методами.