Крупные налогоплательщики: обновления и перспективы

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 6 (1253) от 4 ФЕВРАЛЯ 2017 года


Администрирование налогов
Александр ЛЕПЕТЮК, заместитель начальника Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, канд. юрид. наук


Традиционно в начале года происходит миграция налогоплательщиков между Офисом крупных плательщиков и районными налоговыми инспекциями, что обусловлено финансовыми результатами предприятий. Те, кто достигли установленных критериев крупного плательщика, переходят на учет в Офис, остальные — возвращаются в инспекции по их местонахождению.

Отношение к этому в бизнес-сообществе противоречивое. Для добросовестных плательщиков, которые дорожат собственным временем и репутацией, требуют высокого уровня квалификации налогового сопровождения, перевода в Офис, говоря спортивными терминами, это взятие очередной высоты. А для тех, кто «прячется» от фискальной службы, ищет обходные пути, — это определенный вызов со стороны фискальной службы.

В 2017 году указанный вопрос приобрел особую остроту, учитывая изменение Верховной Радой в последних числах декабря критериев крупного плательщика, что было ожидаемым для ГФС и неожиданным для некоторых налогоплательщиков.

Свое информационное сообщение адресую, скорее, плательщикам, которые впервые признаны «крупными», и попробую ознакомить их с идеей создания Офиса, а также очертить преимущества индивидуального обслуживания.

Начиная с 1980-х годов Международный валютный фонд (МВФ) рекомендовал странам-участницам, которые оказались на грани кризиса системы налоговых сборов и стремились укрепить свои фискальные ведомства, создать подразделения по работе с крупными налогоплательщиками, которые требуют усиленного контроля за соблюдением ими налогового законодательства и индивидуального подхода. Прежде всего, это было обусловлено тем, что от 40 до 90 процентов доходной части бюджета формировало не более 4% плательщиков.

Украина приобщилась к этому процессу еще в 1999 году. Некоторые предприятия на тот момент уже приобрели значительную финансовую и экономическую мощность и постепенно превратились в бюджетообразующих плательщиков, которые имели значительное финансовое влияние на развитие экономики государства. Подробный анализ источников поступления в государственный бюджет показал, что 80 процентов налогов и сборов уплачивают только 0,6 процентов зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц. В то же время потери бюджета в виде недоимки в отношении этих налогоплательщиков также составляют от 60 до 70 процентов. Нужно было срочно изменять стандарты работы с крупными плательщиками, поэтому в 2000 году в Украине были созданы первые специализированные государственные налоговые инспекции по работе с крупными налогоплательщиками.

Для налоговых ведомств многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой введение индивидуального обслуживания КНП стало средством, которое помогло начать проведение важных реформ. Соответствующие институции созданы и успешно функционируют в шестидесяти процентах таких стран, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления. Целесообразность создания подразделений по работе с КНП была подтверждена и на примере реорганизации фискальных органов промышленно развитых стран, таких как США (с 1975 г.), Франция (для аудита с 1960 г.), Нидерланды (с 1990 г.), Австралия (с 1994 г.), Новая Зеландия (с 1994 г.).

Во время создания подразделений по работе с КНП, как правило, страны применяют три общие модели: единый Офис, работающий как специализированное налоговое управление центрального аппарата, ориентированный исключительно на крупных налогоплательщиков; единый Офис с отделениями в разных административно-территориальных единицах; ряд автономных местных подразделений по работе с КНП на всей территории страны.

В 2016 году в Украине завершена реализация проекта «Офис крупных налогоплательщиков — единое юридическое лицо» и реорганизованы региональные специализированные ГНИ путем их присоединения к Офису КНП, который включает 5 территориальных управлений (Днепропетровское, Запорожское, Харьковское, Одесское, Львовское) и 9 отделений (Винницкое, Полтавское, Николаевское, Криворожское, Донецкое, Луганское, Ивано-Франковское, Тернопольское, Луцкое).

В прошлом году в Офисе обслуживалось 1724 крупных плательщика, которые соответствовали критериям, установленным п.14.1.24 ст.14 Налогового кодекса Украины: объем дохода за четыре последовательных налоговых квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет налогов превышает 12 млн грн. Данные показатели не изменялись с 2010 года и требовали актуализации в результате существенных изменений в экономическом развитии страны, в частности, девальвации гривни более чем втрое.

По предварительным расчетам перечень крупных плательщиков на 2017 год должен был увеличиться в 2,5 раза и включал бы не только бюджетообразующие предприятия, которые уплачивают значительные суммы налогов, но и декларирующие лишь значительные объемы реализации. Поэтому Офис инициировал пересмотр критериев. Соответствующие предложения были включены в пакет налоговых реформ Министерства финансов Украины на 2017 год.

Принятию Верховной Радой указанных изменений предшествовала работа в Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. К сожалению, по этому вопросу не было единодушия среди членов Комитета: выдвигались предложения от оставления старых норм до незначительного увеличения количественных критериев. Однако при поддержке Министерства финансов, все-таки 21 декабря Закон Украины № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части улучшения инвестиционного климата» изменил критерии: 500 млн грн. увеличены до 1 млрд грн., 12 млн грн. — до 20 млн грн.

В результате в Реестр крупных плательщиков на 2017 год (приказ ГФС от 26.12.2016 г. № 1036) было включено 2512 предприятий, что на 45,6% больше, нежели в 2016 году.

Мы понимаем, что новые критерии также несовершенны, поскольку не отражают в полной мере экономический потенциал и платежеспособность предприятий. МВФ рекомендовано использовать несколько разных критериев отбора, которые полнее раскрывают платежный потенциал налогоплательщика, в частности: объем ежегодной продажи/годового оборота; сумма дохода за год; стоимость активов; уровень импорта/экспорта; вид хозяйственной деятельности. Действительно, в большинстве развивающихся стран к категории крупных плательщиков справедливо можно отнести небольшое количество предприятий, поэтому при использовании размера уплаченных налогов как единого критерия отбора может возникнуть проблема с определением таких плательщиков. Кроме того, эксперты фонда считают, что к крупным плательщикам не относятся те, которые не всегда представляют отчетность либо не в полном объеме уплачивают налоги; крупные фирмы, находящиеся на налоговых каникулах, и крупные экспортеры со значительными суммами на возмещение.

Однако и данные рекомендации не в состоянии окончательно идентифицировать крупного плательщика, поскольку нынешний уровень развития технологий позволяет создавать новые предприятия, которые с незначительными трудовыми ресурсами и даже при отсутствии основных фондов могут генерировать высокие прибыли.

Считаю, что в Украине наступило время разработки новых комплексных критериев, которые обеспечат отнесение к категории крупного плательщика исключительно бюджетообразующих предприятий — лидеров экономики Украины. И это одна из стратегических задач Офиса на 2017 год.

Отдельно остановимся на особенностях сопровождения крупных плательщиков в Офисе. В отличие от районной инспекции в основу индивидуального обслуживания крупного плательщика положено налоговое сопровождение однородной группы предприятий, сформированной по отраслевому признаку. Все плательщики распределены следующим образом. Во-первых, в зависимости от сферы деятельности (производственная и непроизводственная), во-вторых, в зависимости от отрасли производственной сферы (машиностроение, строительство, пищевая промышленность и т.п.) и отрасли непроизводственной сферы (торговля, связь, сфера услуг и т.п.).

Данная организационная структура позволяет на качественно ином уровне осуществлять администрирование налогов, моделировать процессы налогообложения крупных плательщиков в зависимости от трендов на соответствующих рынках товаров и услуг, проводить достоверный анализ рисков неуплаты налогов и поддерживать высокую налоговую дисциплину.

В 2016 году по каждой группе крупных плательщиков, сформированной по принадлежности к одной или родственным отраслям экономики, был закреплен налоговый координатор, что является одним из факторов повышения уровня сервисного обслуживания. Координатор, ориентируясь на производственную деятельность предприятия, его структурные особенности, внутренние и внешние ресурсы, хозяйственные взаимоотношения с партнерами: 1) осуществляет администрирование всех налогов, уплачиваемых плательщиком; 2) определяет реальную базу налогообложения путем анализа данных Единого реестра налоговых накладных, других информационных источников и в случае выявления рисков направляет такую информацию плательщику с целью достоверного и правильного составления налоговой отчетности; 3) участвует в подготовке налоговых консультаций; 4) привлекается к документальным проверкам; 5) координирует взаимодействие плательщика со всеми структурными подразделениями Офиса и т.п.

Уверен, что в настоящее время Офис находится в авангарде реформ Государственной фискальной службы. Высокопрофессиональный уровень индивидуального налогового сопровождения, ориентированный на нужды крупного плательщика, позволил Офису в 2016 году увеличить поступления платежей в Государственный бюджет на 32%. А доля крупного бизнеса в отношении всех платежей в Государственный бюджет (уплачиваемых также по месту ведения деятельности по всей стране) составляет почти 70%.

Хочу заверить всех крупных плательщиков в нашей открытости и готовности к конструктивному сотрудничеству. Убежден, что увеличение на 45% количества таких плательщиков по сравнению с предыдущим годом, несмотря на увеличение вдвое критериев, является индикатором положительных сдвигов и восстановления экономики государства.