«Иван кивает на Петра»: кто закрыл счета сельхозпредприятий в СЭА НДС?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 3-4 (1251) от 23 ЯНВАРЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьСпециальный режим по НДС в сфере сельского хозяйстваСельское хозяйство

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


В начале 2017 года произошла почти детективная история, связанная с прекращением обслуживания и функционирования дополнительных счетов сельхозпроизводителей в СЭА НДС. Как известно, с 01.01.2017 г. в соответствии с Законом № 1797(1) утратила силу ст.209 НКУ, которой устанавливался спецрежим обложения НДС деятельности сельхозпредприятий. В то же время подраздел 2 раздела ХХ Переходных положений НКУ дополнен рядом пунктов (п.48—50, п.54), призванных «смягчить» переход таких плательщиков НДС с особых на общие правила. Эти Переходные положения предусматривают:

  • завершение регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки за 2016 год такими плательщиками до 15.01.2017 г. включительно;
  • перенос суммы отрицательного значения объекта налогообложения по результатам декабря 2016 г. (IV квартала 2016 г.) как по бюджетной, так и по спецдекларации на следующие налоговые периоды;
  • закрытие дополнительных счетов в СЭА НДС, открытых в соответствии с п.2001.2 ст.2001 НКУ со дня, следующего за предельным сроком уплаты налоговых обязательств за декабрь 2016 года (то есть с 31.01.2017 г.), для плательщиков, избравших квартальный налоговый период, — за IV квартал 2016 года (то есть с 20.02.2017 г.).

Казалось бы, законодатель сделал все, чтобы отмена ст.209 НКУ не стала для сельхозпредприятий «шоковой терапией». Однако 5 января 2017 года Казначейство обнародует на собственном сайте сообщение(2) о том, что дополнительные счета плательщиков заблокированы «в соответствии с письмами ГФС от 28.12.2016 г. № 22601/5/99-99-15-03-01-16 и от 30.12.2016 г. № 22780/5/99-99-12-02-01-16 об утрате силы с 1 января 2017 года статьи 209 Налогового кодекса Украины». А по всем вопросам в части уплаты НДС рекомендуется обращаться в ГФС. Это привело к тому, что для регистрации налоговых накладных сельхозпредприятия вынуждены были пополнять основные электронные счета, а не дополнительные.

Следовательно, у всех причастных к делу, даже у народных депутатов ВРУ, сложилось впечатление, что незаконное блокирование счетов произошло по прямой санкции ГФС. Однако, когда стало известно содержание писем ГФС(3), на которые ссылалось Казначейство при блокировании счетов, оказалось, что ГФС не имеет к действиям Казначейства никакого отношения. В первом по дате письме ГФС отмечает, что дополнительные электронные счета должны быть закрыты в сроки, установленные НКУ. Однако во втором письме формулировка менее четкая: «просим обеспечить функционирование дополнительных электронных счетов… с учетом срока действия статьи 209 Кодекса». Можно предположить, что именно эта формулировка привела к ошибочному блокированию счетов аграриев. Но это означало бы, что ГФС сама себе противоречит. Ведь буквально накануне пресловутого блокирования ГФС в своем письме от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17(4), направленном в адрес территориальных ГФС, указывает именно на Переходные положения НКУ относительно даты прекращения функционирования дополнительных счетов.

Событие вызвало ожидаемый негативный резонанс. Украинская аграрная конфедерация вместе с другими общественными объединениями обратились(5) к Премьер-министру Украины для решения вышеописанной искусственно созданной проблемы.

В соответствии с Протоколом совещания в КМУ от 12.01.2017 г.(6) под председательством Первого вице-премьер-министра Украины — Министра экономического развития и торговли Казначейство обязано обеспечить функционирование (разблокировку) дополнительных счетов аграриев… до конца операционного дня 13.01.2017 г.! О том, что фактически счета были открыты на один день, большинство аграриев узнали только к обеду «пятницы 13». А на заблокированных дополнительных счетах «зависли» средства, которые попадут на общие счета, обслуживающие расчеты с Госбюджетом. Можно предположить, что такие средства рано или поздно будут признаны переплатой и будут подлежать либо возврату сельхозпредприятиям, либо зачету в счет будущих отчетных периодов. И на данный момент надежд на то, что до 31.01.2017 г. произойдет разблокировка дополнительных счетов, очень мало.


(1)Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части улучшения инвестиционного климата в Украине» (прим. ред.).

(2)См.: http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/article/347190 (прим. ред.).

(3)См. на с.31 данного номера (прим. ред.).

(4)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2017. — № 1-2. — С.51—52 (прим. ред.).

(5)См.: http://agroconf.org/content/agrariyi-vimagayut-rozblokuvati-rahunki-dlya-splati-pdv (прим. ред.).

(6)См.: http://www.buhgalteria.com.ua/Hit ua.html?id=5074 (прим. ред.).