Правила ТЦО: что изменилось в 2017-м?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 1-2 (1249) от 16 ЯНВАРЯ 2017 года


Трансфертное ценообразование

Елена КУШИНА, редактор


Очередной раз изменены правила ТЦО (соответствующие нормы Закона № 1797 вступили в силу 1 января 2017 года). Действия депутатов понятны: и сами правила, и механизм их применения все время существования ТЦО вызывали нарекания, причем как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговиков.

Критерии жестче, круг шире

С 1 января 2017 года контролируемыми признаются операции, осуществляемые предприятием с годовым доходом 150 млн грн. за год (ранее — 50 млн грн.). При этом объем хозяйственных операций с одним контрагентом увеличен с 5 до 10 млн грн. за год (пп.39.2.1.7 ст.39 НКУ). Это хорошо как для небольших предприятий (с учетом девальвации гривни и роста курса иностранных валют таких становится все больше), так и для налоговиков (как это часто бывает, для такой сложной и высококвалифицированной работы, как ТЦО-контроль, элементарно не хватает ресурсов).

В то же время расширен круг контрагентов, операции с которыми считаются контролируемыми. В этот круг вовлекаются нерезиденты, организационно-правовая форма которых позволяет не уплачивать корпоративный налог (пп.«г» пп.39.2.1.1 ст.39 НКУ). Перечень таких форм будет утвержден постановлением Кабмина.

ТЦО-отчетность и ТЦО-штрафы

Предельный срок представления Отчета о контролируемых операциях перенесен с 1 мая на 1 октября (пп.39.4.2 ст.39 НКУ). Это нелогично, так как корректировки на ТЦО-разницы должны быть проведены в годовой декларации по налогу на прибыль, которую представляют в феврале. Однако, учитывая важность правильного составления Отчета и зависимость от зарубежных партнеров, это на руку налогоплательщикам.

Стоит уделить внимание и документации по ТЦО. Сведения, которые должна содержать такая документация, приведены в пп.39.4.6 ст.39 НКУ, изложенном в новой редакции. Как ни странно (учитывая перенос предельного срока представления Отчета), запрос о представлении документации по-прежнему может направляться налоговиками «не ранее 1 мая» (пп.39.4.5 ст.39).

Размеры ТЦО-штрафов в абсолютных значениях изменились незначительно, однако произошла дифференциация таких штрафов и расширен их перечень (п.120.3—120.4 ст.120 НКУ). При этом штраф за непредставление Отчета и штраф за его несвоевременное представление разграничены. Поскольку минимальная заработная плата повысилась вдвое, штрафы, размер которых зависел от этого показателя, теперь «привязаны» к прожиточному минимуму.

Другие изменения: их много и они разные

В частности, для установления соответствия цены контролируемой операции принципу «вытянутой руки», осуществляемой на основании форвардного или фьючерсного контракта, будут использоваться форвардные или фьючерсные биржевые котировки за декаду, предшествующую дате заключения контракта (пп.39.2.1.3 ст.39 НКУ). Однако о факте заключения контракта налогоплательщик должен уведомить ГФС.

Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» стали ближе к рекомендациям ОЭСР. К примеру, депутаты подправили формулировки норм НКУ, которые описывают механизмы сравнения рентабельности операций, группировки операций для сравнения и прочее.

Введены некоторые новые ТЦО-условия. Так, при сопоставлении цен используется информация лишь по тем субъектам, которые прямо или опосредованно владеют не более 20% корпоративных прав другого юрлица или не имеют в качестве участника (акционера) юрлицо с долей участия более 20% (критерий независимости) (пп.39.3.2.9 ст.39 НКУ).

Депутаты пошли навстречу налогоплательщикам, предусмотрев возможность самостоятельной корректировки цены контролируемой операции до верхнего или нижнего значения диапазона цен (рентабельности) вместо медианы диапазона (пп.39.5.4.1 ст.39 НКУ). Правда, если несоответствие цены выявит ГФС, налог все равно будет доначислен, исходя из значения медианы (пп.39.3.2.3 этой же статьи Кодекса).

Прежде в ст.39 фигурировало понятие «предварительное согласование цен в контролируемых операциях». Теперь оно заменено на более близкое к ТЦО-механизму понятие «предварительное согласование ценообразования» (согласовывается не цена как таковая, а процесс ценообразования). Контролирующий орган не имеет права применять при установлении соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу «вытянутой руки» другой метод ТЦО, нежели установлен в договоре о предварительном согласовании ценообразования (пп.39.3.2.1 ст.39 НКУ).