НДС-изменения: первое впечатление

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 1-2 (1249) от 16 ЯНВАРЯ 2017 года


Налог на добавленную стоимостьОтветственностьНалоговые накладные

Ольга ПАПЫРИНА, заместитель главного редактора


Изменения, касающиеся НДС, которые внесены в НКУ Законом № 1797, устроили плательщикам НДС очередную революцию. Прежде всего это касается приостановки регистрации налоговых накладных (далее — НН)(1) в ЕРНН. В этой статье кратко рассмотрим основные изменения, которые более подробно будут проанализированы в следующих номерах газеты «Бухгалтерия».

Налоговые накладные. Приостановка регистрации НН вообще не будет применяться в I квартале 2017 года, во II квартале 2017 года она будет действовать в тестовом режиме (то есть условно), и только во втором полугодии 2017 года ожидается полноценное введение ряда норм НКУ относительно мониторинга НН по критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановки их регистрации (к тому же эти критерии должны быть еще утверждены МФУ).

С 01.01.2017 г. плательщики НДС обязаны «кодировать» в НН все без исключения товары и услуги (пп.«і» п.201.1 ст.201 НКУ). Если товары подакцизные или ввезены на таможенную территорию Украины, код указывается полностью (10 знаков), для остальных товаров можно указывать только первые 4 цифры соответствующего кода. Для услуг тоже можно указывать первые 4 цифры кода в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг(2).

Установлено, что в течение 2017 года штрафы, предусмотренные п.1201.3 ст.1201 НКУ за ошибки в кодах, не применяются (п.351 подразд.2 р.ХХ). Так что поставщик может позволить себе определенные нарушения. А вот будет ли право на налоговый кредит? Ведь, как и ранее, ошибки в кодах УКТ ВЭД недопустимы (но за ошибки в кодах услуг запрета на налоговый кредит нет — абзац одиннадцатый п.201.10 ст.201 НКУ).

В начале года у плательщиков НДС есть немного времени, чтобы привыкнуть к этому нововведению, тем более что сроки регистрации НН увеличены:

  • для НН, составленных с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, — до последнего дня (включительно) этого месяца;
  • для НН, составленных с 16 по последний календарный день (включительно) календарного месяца, — до 15 календарного дня (включительно) следующего календарного месяца.

И, наконец, четко указан предельный срок регистрации НН — 365 дней (вместо искусственно придуманных ГФС 180 дней).

Уже сегодня у многих экспертов возникли сомнения по поводу новой формулировки п.1201.1 ст.1201 НКУ, которая устанавливает ответственность плательщиков НДС за несвоевременную регистрацию (или вообще несоставление) НН. Ранее штрафы применялись только за несвоевременную регистрацию НН, подлежащих предоставлению покупателю (так, оставались безнаказанными случаи нерегистрации налоговых накладных, которые составлялись на поставки неплательщикам НДС или при начислении НДС в соответствии с п.198.5 ст.198 НКУ). Теперь штрафы не применяются при составлении «налоговой накладной, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставку товаров/услуг для операций: освобожденных от налогообложения или облагаемых налогом по нулевой ставке». Излишне говорить, что формулировка этой нормы очень неудачная. Во-первых, речь идет об одном виде НН или о разных НН? Наверное, здесь рассмотрены отдельные не зависящие друг от друга случаи (в противном случае получается, что не будут штрафовать только за нерегистрацию НН на поставку без НДС, к тому же неплательщикам!). Во-вторых, что такое «поставка для операций»? Это сами операции по поставке, освобожденные от налогообложения, или «условное» начисление НДС? Надеемся, ГФС предоставит свои разъяснения в ближайшее время.

Еще одно нововведение касается порядка оформления НН на сумму превышения базы налогообложения над договорной стоимостью. Теперь необязательно составлять отдельную НН на каждую такую операцию. В п.201.4 ст.201 НКУ появилась норма, которая позволяет составлять сводную НН не позднее последнего дня месяца.

Расчеты с бюджетом. Напомним, что с 01.01.2016 г. возврат каких-либо переплат из бюджета осуществляется исключительно на электронный счет плательщика НДС (отметим, что подобные переплаты могут возникнуть, в частности, вследствие исправления ошибок с уменьшением суммы НДС к уплате). Теперь согласно новому п.43.41 ст.43 НКУ на электронный счет возвращаются те денежные средства, которые попали в бюджет с такого счета. Благодаря этой поправке у налогоплательщиков, у которых остались переплаты в бюджет, возникшие до внедрения СЭА НДС (01.07.2015 г.), появляется шанс вернуть их на банковский счет или в счет уплаты НДС (избегая уменьшения регистрационной суммы). Если на момент обращения плательщика с заявлением на возврат денежных средств нет электронного счета, то НДС возвращают напрямую на текущий счет в банке.

В новой редакции изложен п.87.1 ст.87 НКУ, что привело к принципиально новому подходу к определению источников самостоятельной уплаты денежных обязательств по НДС, в том числе по уточняющим расчетам. Ведь до 01.01.2017 г. среди таких источников были указаны «суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты» (то есть переплаты в бюджет). А сейчас уточнено, что речь идет о суммах, которые «учитываются в системе электронного администрирования» НДС. То есть воспользоваться переплатой в бюджет для уплаты обязательств по НДС уже невозможно даже теоретически (хотя можно вернуть денежные средства на электронный счет, а уже с него — на текущий счет в банке(3)). Однако установлено, что погашение обязательств по НДС, возникших до 01.07.2015 г., осуществляется непосредственно с текущих банковских счетов плательщиков.

Возмещение НДС. На первый взгляд, изменения положительные, ведь отменен отдельный Реестр заявлений о возврате бюджетного возмещения плательщикам НДС, соответствующим определенным критериям (п.200.19 ст.200 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.). Теперь будет действовать единый реестр, который ГФС должна была создать до 10.01.2017 г. согласно п.52 подразд.2 р.ХХ НКУ. В то же время до 01.02.2017 г. ГФС должен создать временный реестр заявлений, поданных до 01.02.2016 г., по которым по состоянию на 01.01.2017 г. суммы НДС не возмещены из бюджета. Таким образом, с февраля 2017 года будут действовать 2 реестра, по каждому из которых НДС будет возмещаться в хронологическом порядке (при этом непонятно, какому реестру будет отдано предпочтение на практике).

Из текста НКУ исчезло упоминание о выводах налогового органа относительно бюджетного возмещения. Теперь для возврата НДС необходимы только данные реестра заявлений. И если в установленный срок налоговым органом не была проведена проверка, то сумма бюджетного возмещения считается согласованной и должна быть возвращена плательщику в течение 5 операционных дней (пп.200.12—200.13 ст.200 НКУ).

Но самое интересное то, что согласно п.55 подразд.2 р.ХХ НКУ бюджетное возмещение «осуществляется в пределах денежных средств, имеющихся на едином казначейском счете»

СЭА НДС. В НКУ появились такие себе дополнительные «овердрафты», которые должны облегчить жизнь плательщикам НДС.

Во-первых, это возможность зарегистрировать НН при наличии показателя ∑Перевищ даже в случае, когда для этого не хватает регистрационной суммы (п.2001.9 ст.2001 НКУ). Размер суммы, в пределах которой можно зарегистрировать НН, определяется следующим образом: ∑Перевищ уменьшается на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 01.07.2015 г. (включая неоплаченные обязательства) и увеличивается значение показателя ∑ПопРах.

Во-вторых, 20.01.2017 г. регистрационная сумма должна быть увеличена автоматически на сумму денежных средств, фактически возвращенных плательщику НДС в течение 2016 года на электронный счет (это денежные средства, которые были перечислены плательщиком с текущего или электронного счета в бюджет). Далее в пределах суммы такого увеличения можно подать заявление и перечислить денежные средства с электронного на текущий счет (при этом, как известно, размер регистрационной суммы будет уменьшен) (п.53 подразд.2 р.ХХ НКУ). Но непонятно, можно ли это сделать уже в декларации за декабрь 2016 года путем подачи заявления по форме приложения Д4. Скорее всего, нет.

Другие интересные изменения. В пп.«г» п.198.5 ст.198 НКУ сделано уточнение: налоговые обязательства согласно этой норме не начисляются при списании необоротных активов по самостоятельному решению плательщика налога. То есть во второй раз начислять НДС (после начисления согласно п.189.9 ст.189) не нужно. Но, как и раньше, никто не хочет замечать одного факта: при списании активов нет нехозяйственного (и вообще никакого!) использования.

Плательщики, использующие кассовый метод, смогут включать НДС на основании полученной и зарегистрированной НН в течение 365, а не 60 дней, как раньше (п.198.6 ст.198 НКУ).

Подтверждена возможность переноса суммы отрицательного значения НДС, а также неиспользованной регистрационной суммы в СЭА НДС от реорганизуемого плательщика плательщику — его правопреемнику (п.198.7 ст.198, п.2001.3 ст.2001 НКУ).

Пролонгировано действие некоторых льгот до 01.01.2019 г., в частности, по поставке металлолома и макулатуры, электрической и тепловой энергии(4), угля (согласно п.23, 44, 45 подразд.2 р.ХХ НКУ).


(1)Для краткости будем упоминать только НН, хотя все написанное далее касается и расчетов корректировки к НН (прим. авт.).

(2)Вероятно, речь идет о Государственном классификаторе продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 (прим. ред.).

(3)При этом одновременно уменьшится регистрационная сумма, в пределах которой можно регистрировать НН (прим. авт.).

(4)Льгота распространяется на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу (прим. авт.).