«Реформа» налога на прибыль — 2017: продолжение следует…

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 1-2 (1249) от 16 ЯНВАРЯ 2017 года


Необоротные активыНалог на прибыльОтчетность

Елена КУШИНА, редактор


С 1 января 2017 года порядок взимания налога на прибыль вновь подкорректирован. Правда, не так существенно, как это было два года назад. Наиболее значимым оказался Закон № 1791, но пару штрихов добавили Закон № 1797 и Закон № 1795.

Отчетность

В новой редакции п.46.2 ст.46 НКУ появилось важное уточнение: «финансовая отчетность, которая составляется и представляется в соответствии с этим пунктом плательщиками налога на прибыль и неприбыльными предприятиями, учреждениями и организациями, является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью».

Поэтому корректное составление и своевременное представление финотчетности налоговикам становится важным как никогда.

Необоротные активы

Для основных средств четвертой группы (машины и оборудование), приобретенных с 1 января 2017 года, при расчете амортизации по прямолинейному методу может использоваться минимально допустимый срок амортизации в 2 года (так называемая ускоренная амортизация). Правда, депутаты ограничили свои щедроты определенными требованиями и санкциями в случае, если эти требования не выполняются (п.43 подраздела 4 раздела XX НКУ).

Теперь прямо указано, что начисление налоговой амортизации основных средств и нематериальных активов осуществляется без учета их переоценки (дооценки, уценки), проведенной в соответствии с правилами бухгалтерского учета (пп.138.3.1 ст.138 НКУ). Понятно, откуда «ноги растут» — прямо из ГФС, которая ясно высказалась против амортизации «дооценочных» сумм еще в начале 2016 года (письмо ГФС от 28.01.2016 г. № 2784/7/99-99-19-02-02-17).

Появилось определение термина «непроизводственные нематериальные активы» (пп.138.3.2 ст.138 НКУ). К таким активам «привязаны» те же корректировки на разницы, что и для непроизводственных основных средств.

Также предусмотрено увеличение финрезультата на сумму повлиявших на финрезультат расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или прочие улучшения непроизводственных основных средств (нематериальных активов) (п.138.1 ст.138 НКУ). Ранее подобной нормы не было — о таких расходах просто забыли, всего лишь запретив амортизацию, поэтому расходы, которые не увеличили бухгалтерскую первоначальную стоимость «нехозяйственного» объекта (а уменьшили финрезультат в составе расходов), преспокойно уменьшали и объект налогообложения.

В п.138.2 этой же статьи теперь установлено, что при продаже «нехозяйственного» объекта финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму его первоначальной стоимости с учетом расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию и прочие улучшения (в том числе попавшие в бухгалтерские расходы), но не более дохода, полученного от продажи. А в п.138.1 указано, что финансовый результат увеличивается на сумму остаточной стоимости такого объекта в случае его продажи или ликвидации. Конечно, и та, и другая стоимость должны быть определены по правилам национальных стандартов бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности. Эта норма вполне логична (налогоплательщик признает налоговый доход от продажи «нехозяйственного» объекта, а значит, он приобретает «хозяйственный» статус, и в качестве налоговых можно признавать расходы, понесенные при приобретении этого объекта и его ремонтах (улучшениях)).

Описание разницы в виде суммы бухгалтерской дооценки основных средств и нематериальных активов и разницы в виде выгод от восстановления полезности таких активов  теперь разведены по по разным абзацам. Так что, к примеру, уменьшение финрезультата на сумму дооценки в пределах предварительно отнесенных к расходам потерь от уменьшения полезности уже невозможно.

В пп.141.2.1 ст.141 НКУ теперь не установлена необходимость увеличения финрезультата на сумму уценки инвестиционной недвижимости и биологических активов.

А уменьшить налог на прибыль на сумму налога на нежилую недвижимость уже не получится — пп.137.6 ст.137 из НКУ исключен. При этом депутаты упредили возможные претензии ретивых налоговиков: для определения объекта налогообложения 2016 года применяются нормы п.137.6 в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года (п.45 подраздела 4 раздела XX Кодекса).

Резервы (обеспечения)

С 1 января 2017 года определено, что разницы не возникают на сумму ЕСВ, который учитывается при создании, использовании или корректировке резервов (обеспечений) на выплату отпускных и другие выплаты, связанные с оплатой труда (пп.139.1.1—139.1.2 ст.139 НКУ). Изменение косметическое — вряд ли находились специалисты, которые раньше в этом сомневались.

А вот в отношении разниц, возникающих при списании безнадежной задолженности, — изменения существенные. Согласно новой редакции пп.139.2.1 ст.139 финрезультат увеличивается на сумму расходов от списания ЛЮБОЙ дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов. Зато в соответствии с пп.139.2.2 ст.139 финрезультат уменьшается на сумму списанной дебиторской задолженности, которая соответствует налоговым признакам «безнадежности» (в том числе ЗА СЧЕТ РЕЗЕРВА СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ)! При этом некоторые налоговые признаки «безнадежности» подкорректированы (пп.14.1.11 ст.14 НКУ).

Финансовые операции

В ст.140 уточнено, что корректировки из п.140.2—140.3 касаются исключительно процентов по долговым обязательствам перед нерезидентами — связанными лицами. Сумма долговых обязательств, которая применяется при расчете ограничений, тоже должна возникнуть перед нерезидентами — связанными лицами. А 5%, на которые уменьшается финрезультат будущих отчетных периодов, рассчитывается «от суммы процентов, оставшихся неучтенными в уменьшение» финрезультата, с учетом ограничений, установленных п.140.2. Собственно, ранее ГФС именно так эти разницы и трактовала.

Установлено, что разница, уменьшающая финансовый результат до налогообложения на сумму доходов в виде дивидендов, касается тех дивидендов, которые подлежат выплате другими плательщиками этого налога (кроме ИСИ, а также плательщиков, прибыль которых освобождена от налогообложения, в размере этой прибыли) и плательщиками единого налога (пп.140.4.1). Вот так законодатель разрешил спор налогоплательщиков с налоговиками по поводу ранее действующей «дивидендной» корректировки.

Наконец-то в пп.140.5.1—140.5.2 прямо указано, что корректировки по контролируемым операциям применяются по результатам налогового (отчетного) года. Причем договорная (контрактная) стоимость товаров (работ, услуг) сравнивается с ценой, «определенной по принципу «вытянутой руки».

Определено, что приобретение товаров (работ, услуг) у неприбыльных организаций без корректировки финрезультата может быть осуществлено лишь в сумме, не превышающей 25 размеров минимальной заработной платы (было — 50), установленной на 1 января отчетного (налогового) года (пп.140.5.4 ст.140). А если товары (работы, услуги) приобретены у нерезидента из низконалоговой юрисдикции и операция по приобретению не является контролируемой, корректировку можно свести к разнице между стоимостью приобретения и ценой, определенной по принципу «вытянутой руки».

Переформулированы подпункты, отвечающие за корректировки финрезультата на сумму расходов по начислению роялти в пользу нерезидентов (пп.140.5.5—140.5.7).

Четко разграничены требования относительно корректировок по контролируемым и неконтролируемым операциям. Поэтому сомнений относительно того, что по контролируемым операциям будут применяться корректировки из пп.140.5.2, а по неконтролируемым — из пп.140.5.4 (30% стоимости приобретенных товаров, работ, услуг) и пп.140.5.6—140.5.7 (расходы по начислению роялти в пользу нерезидентов), быть уже не должно.

В описании корректировки при бесплатном перечислении денежных средств или бесплатной передаче товаров (работ, услуг) неприбыльным организациям, появилось вполне корректное требование о том, что на дату перечисления (передачи) такая организация должна быть включена в «неприбыльный» Реестр (пп.140.5.9 ст.140).

Появились три новые (по мнению ГФС, давно назревшие) корректировки (пп.140.5.10—140.5.12). Финрезультат увеличивается на сумму перечисленной безвозвратной финпомощи (бесплатной передачи товаров, работ, услуг) и начисленных штрафов, пени, неустоек в пользу лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц) или являются плательщиками налога по ставке 0%. Также финрезультат увеличивается на сумму доходов, полученных в виде оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения.

Некоторые виды деятельности и операций

Путем изменений в НКУ:

  • введена новая концепция налогообложения доходов лотерейной деятельности (пп.134.1.4 ст.134, п.136.6 ст.136, п.137.8 ст.137, п.48 подраздела 4 раздела XX);
  • конкретизирована схема взимания налога на прибыль сельскохозяйственными производителями, выбравшими годовой налоговый (отчетный) период с 1 июля прошлого по 30 июня текущего отчетного года (пп.134.1.1 ст.134, пп.137.4.1 ст.137);
  • пересмотрено влияние уценки ценных бумаг на объект налогообложения (пп.141.2.1, 141.2.4—141.2.5 ст.141);
  • уточнено налоговое определение термина «дивиденды» — теперь оно распространяется на другие выплаты учредителям (участникам) (пп.14.1.49 ст.14). Также подкорректирован порядок уплаты «дивидендных» авансовых взносов. В частности, в пп.57.11.2 ст.57 при описании возможности зачета таких взносов в счет уплаты налога на прибыль наконец-то изъято указание на годовой отчетный период;
  • введены корректировки, позволяющие избежать двойного налогообложения сумм доходов или расходов, уже учтенных при определении объекта налогообложения до 1 января 2015 года (п.42 подраздела 4 раздела XX).

Особые налогоплательщики

С 1 января 2017 года вернули «налоговые каникулы». До 31 декабря 2021 года некоторые предприятия смогут использовать нулевую ставку налога на прибыль. К ним будут предъявляться уже известные требования: годовой доход не должен превышать 3 млн грн., а месячный размер зарплаты (дохода) работников не должен быть меньшим, нежели две минимальных заработных платы. Конечно, есть дополнительные критерии и перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять (п.44 подраздела 4 раздела XX НКУ).

С 1 января 2017 года на 1 июля того же года ПЕРЕДВИНУТ предельный срок приведения неприбыльными организациями учредительных документов в соответствие с требованиями НКУ (п.35 подраздела 4 раздела XX). А вот значимых изменений в порядке исчисления налога на прибыль и отчетности неприбыльных организаций не произошло. Разве что депутаты уточнили, что плательщиком этого налога та или иная неприбыльная организация, нарушившая требования Кодекса, становится с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое нарушение (пп.133.4.3 ст.133). Профсоюзные организации освобождены от необходимости отчитываться ежегодно (отчет представляется только в случае нарушения требований Кодекса) (п.46.2 ст.46).

Не остались без внимания страховщики (пп.141.1.2—141.1.3 ст.141), субъекты самолетостроения (п.41 раздела 4 подраздела XX НКУ), а также банки.