Экспорт услуг: веселее станет всем

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 52 (1247) от 26 ДЕКАБРЯ 2016 года


Внешнеэкономическая деятельность
Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


С 3 января 2017 года начинает действовать Закон об экспорте услуг(1), который призван облегчить работу отечественных субъектов хозяйствования с нерезидентами — заказчиками услуг. Неофициально этот документ называют Законом о фрилансерах, но изменения, вносимые им в различные законодательные акты, затрагивают достаточно большой круг лиц (и не только субъектов ВЭД).

ВЭД-договор: электронная форма приравнена к письменной

Когда говорят об экспорте услуг, априори подразумевается, что заключение внешнеэкономического договора в классической письменной форме очень «зарегулировано» и для целой категории субъектов хозяйствования весьма хлопотно. И многие из них (например, физические лица) предпочитают не утруждать себя юридическим оформлением сделок, имея возможность предоставлять услуги и получать за них оплату дистанционно вне банковского контроля. Посему, чтобы не оставлять такие сделки вообще без документального оформления, законодатель предложил использовать электронную форму ВЭД-договора в качестве альтернативы простой письменной форме.

Принципиально поменялось и само понятие ВЭД-договора (контракта). Теперь это не материально оформленная сделка субъектов ВЭД, а их договоренность. Тем не менее такая договоренность даже с учетом внесенных изменений не может быть устной: допустима либо простая письменная, либо электронная (но тоже письменная) форма (третий вариант — форма, предусмотренная международными договорами). Это изменение внесено в Закон о ВЭД(2) и будет касаться всех субъектов ВЭД, а не только «экспортеров услуг». Заметим, что определение ВЭД-договора как материально оформленной сделки, заключенной в простой письменной форме, осталось в Положении № 201(3), которое теперь, очевидно, тоже должно быть приведено в соответствие с новой версией ст.6 Закона о ВЭД.

В случае экспорта услуг (кроме транспортных) законодатель допускает в том числе следующие способы заключения электронных ВЭД-договоров:

  • принятие публичного предложения о сделке (оферты);
  • обмен электронными сообщениями;
  • иной способ (например, выставление счета (инвойса), в том числе в электронном виде).

Эти способы заключения ВЭД-договоров очень похожи на способы, описанные в Законе об электронной коммерции(4), а потому можно предположить, что внедрение этих технологий столкнется с похожими трудностями(5).

В данном случае, как мы видим, упрощение процедуры заключения ВЭД-договора касается экспорта всех услуг, кроме транспортных. Однако в понятие «услуга» входит огромный перечень операций самого разного характера. Согласно разделу 3 КВЭУ(6) «внешнеэкономические услуги являются товаром, который не проходит таможенного контроля и на который не оформляется грузовая таможенная декларация. Услуги не принимают форму материальных объектов, на которые распространяются права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга».

КВЭУ под внешнеэкономическими услугами подразумевает:

  • переработку материальных ресурсов;
  • ремонт и техобслуживание машин и оборудования;
  • транспортные услуги (куда включены почтовая и курьерская доставка);

услуги, связанные с путешествиями (в том числе обслуживание во время командировок, образовательных, оздоровительных, туристических и деловых путешествий, включая транспортные перевозки);

  • строительные услуги;
  • страхование;
  • финансовые услуги;
  • услуги, связанные с использованием интеллектуальной собственности;
  • телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги;
  • деловые услуги (исследования, разработки, юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые, рекламные, арендные, посреднические, риелторские, охранные, клининговые, услуги по подбору персонала и др.);
  • услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха;
  • государственные услуги.

При этом под экспортом услуг данный классификатор понимает предоставление услуги резидентами-производителями страны резидентам другой страны.

Изменения в части допустимости электронной формы договора и трех способов его заключения могут касаться всех вышеперечисленных услуг, кроме транспортных. Что делать с теми транспортными услугами, которые по классификатору относятся к обслуживанию во время путешествий и не входят в основной перечень транспортных услуг, пока неизвестно. Равно как неизвестно и то, насколько в данном случае применима сама КВЭУ для классификации ВЭД-услуг. В комментируемом Законе об этом ничего не сказано.

Если стороны ВЭД-договора пользуются услугами представителя при заключении такого договора, то его полномочия теперь, благодаря Закону об экспорте услуг, могут быть определены как поручением, так и доверенностью.

Расчеты в валюте

Закон об экспорте услуг вносит изменения в Закон № 185(7), благодаря которым на экспорт услуг (за исключением транспортных и страховых), а также на экспорт прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав не распространяется требование о возврате валютной выручки в установленные Законом (и регулярно корректируемые НБУ) сроки. В то же время от продажи части валютной выручки такие экспортеры услуг не освобождены.

К сожалению, в данном случае не затронут вопрос о способах получения этой выручки, однако ни для кого не секрет, что зачастую оплата таких услуг происходит с помощью платежных инструментов, не имеющих в Украине правового урегулирования (начиная от PayPal и заканчивая биткоинами).

В силу вступил, но в действие не введен?

Многим бросились в глаза две разорванные во времени даты легитимации Закона об экспорте услуг:

  • дата вступления в силу («со дня, следующего за днем его опубликования», то есть с 3 декабря(8)) и
  • дата введения в действие («через месяц со дня вступления его в силу», то есть с 3 января 2017 г.).

Этот диссонанс дат уже вызвал ожесточенные споры специалистов, которые задаются вопросом, зачем надо было городить такой огород? Чтобы на него попробовать ответить, обратимся к нормативно-правовой практике, которую вряд ли уже испугаешь такой экзотикой.

Действительно, эта практика давно уже оперирует обоими понятиями. Вступление закона в силу означает наличие у него юридической силы, что придает ему нормативную обязательность в системе законодательства. Что касается введения закона в действие, то речь уже идет о том, что такой закон обязателен к применению теми субъектами правоотношений, на которых он распространяется. Иными словами, введение закона в действие считается завершающей стадией законодательного процесса, когда у субъектов правоотношений возникают, изменяются или прекращаются права или обязанности.

Примеров, когда вступление в силу и введение в действие закона не совпадают во времени, много. Закон об исполнительном производстве(9) вступил в силу с момента опубликования — с 28.05.99 г., однако был введен в действие с 01.07.99 г. Общеизвестны также случаи, когда отдельные части нормативного акта вводятся в действие гораздо позже вступления в силу и введения в действие других его частей (или всего документа).

Теперь попробуем разобраться, зачем это было нужно? Обычно такая отсрочка во времени нужна для того, чтобы успеть изменить или ввести в действие другие нормативные и подзаконные акты, которые неизбежно должны появиться в связи с изменениями. В данном конкретном случае Закон об экспорте услуг вносит изменения в законы, а это, в свою очередь, потянет за собой изменения в нормативных актах, которые Закон об экспорте услуг изменять не вправе. В частности, речь идет о различных актах Нацбанка и Кабмина. В Заключительных положениях Закона об экспорте услуг этим двум ведомствам дан месяц со дня вступления в силу Закона (то есть до 03.01.2017 г.) на приведение своих нормативных актов в соответствие, а Кабмин должен успеть еще и проконтролировать все свои ведомства, чтобы те тоже обновили свою нормативку. К примеру, в обновлении будет нуждаться Положение № 88(10), утвержденное Минфином. Если бы Закон не вступил в силу, такие распоряжения другим ведомствам не могли бы иметь юридической силы.

Что касается бухучетной части изменений, то здесь можно констатировать, что интереснее жить станет всем субъектам хозяйствования, а не только экспортерам услуг. Подробнее об изменениях, связанных с оформлением первичных документов, см. на с.51.


(1)Закон Украины от 03.11.2016 г. № 1724-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины по устранению административных барьеров для экспорта услуг» (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельность» (прим. ред.).

(3)Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики Украины от 06.09.2001 г. № 201 (прим. ред.).

(4)Закон Украины от 03.09.2015 г. № 675-VIII «Об электронной коммерции» (прим. ред.).

(5)Подробнее об этом см.: Деркач Т. Договоры в электронной коммерции: особенности заключения и оформления // Интернет-торговля: учет у продавца и покупателя: Сборник систематизированного законодательства. — 2016. — Вып.5. — С.170—172 (прим. ред.).

(6)Классификация внешнеэкономических услуг (КВЭУ), утвержденная приказом Госстата Украины от 27.02.2013 г. № 69 (прим. ред.).

(7)Закон Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (прим. ред.).

(8)Закон опубликован 02.12.2016 г. в газете «Голос Украины», № 230 (прим. авт.).

(9)Закон Украины от 21.04.99 г. № 606-XIV «Об исполнительном производстве», утратил силу частично (прим. ред.).

(10)Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88 (прим. ред.).