Трудовая реформа: всех под одну гребенку

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 52 (1247) от 26 ДЕКАБРЯ 2016 года


Единый социальный взносОтветственностьЗаработная плата

Тимур АЛИЕВ, редактор


6 декабря 2016 года Верховная Рада приняла Закон, вступление в силу которого запланировано на 1 января следующего года(1). Среди множества изменений, вносимых данным законодательным актом, для наших читателей наибольший интерес представляют изменения, связанные с оплатой труда (которые по праву можно назвать революционными), проверками законодательства о труде, взиманием и уплатой единого взноса.

Реформа оплаты труда: «минимальная» уравниловка

Минимальная зарплата. За последние несколько лет бухгалтеры привыкли, что минималка и прожиточный минимум на трудоспособное лицо — одно и то же (в настоящее время — 1600 грн.). Однако Госбюджетом на следующий год минзарплата в месячном размере предусмотрена в сумме 3200 грн., а прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января — 1600 грн., с 1 мая — 1684 грн., с 1 декабря — 1762 грн.

Напомним, что при существующей тарифной системе оплаты труда (ст.96 КЗоТ, ст.6 Закона об оплате труда(2)) тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе:

  • тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной зарплаты;
  • квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Вне всякого сомнения, такая система оплаты труда с минималкой в 3200 грн. при сохранении квалификационных (междолжностных) соотношений существенно «ударит» по расходам, которые, в свою очередь, могут повлиять на ценовую политику. Очевидно, опасаясь взлета цен, народные избранники решили поломать привычную систему оплаты труда, внеся в нее существенные коррективы.

Прежде всего, изменится понятие минимальной зарплаты (ст.95 КЗоТ, ст.3 Закона об оплате труда). В настоящее время к таковой относится законодательно установленный размер зарплаты за простой неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ). Со следующего же года минималка — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. При этом законодатель уточнил, что минзарплата устанавливается одновременно в месячном и почасовом размере.

То есть уже не будет привычной привязки минимальной зарплаты к профессиям, предусмотренным р.9 Классификатора профессий(3) (см. письмо Гоструда от 15.09.2014 г. № 32-21/01-1715(4)). Следовательно, любому работнику (от уборщицы до директора) можно будет по итогам месяца начислять минималку, не боясь нареканий со стороны Гоструда.

В нынешней редакции в понятие «минимальная зарплата» не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Однако с нового года такого требования ст.95 КЗоТ и ст.3 Закона об оплате труда уже содержать не будут. И, на первый взгляд, может показаться, что в минималку можно будет включить любую выплату, попадающую в фонд оплаты труда. Однако не стоит рано радоваться, определенные ограничения все же будут, их прописали в новой ст.31 указанного Закона об оплате труда. Но о них мы поговорим после того, как разберемся с новыми подходами к системе оплаты труда. Ведь, как уточнил законодатель, минималка является государственной соцгарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физлиц, использующих труд наемных работников, при любой системе оплаты труда.

Система оплаты труда. Изменилось не только содержание ст.96 КЗоТ и ст.6 Закона об оплате труда, но и их название. Наравне с тарифной системой оплаты труда со следующего года будут узаконены другие системы его оплаты, формируемые на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников. К примеру, в п.2.21 Генерального соглашения(5) среди альтернативных систем оплаты труда упоминаются бестарифная, грейдовая и др. Они могут устанавливаться колдоговором, а если таковой не заключался — нормативным актом работодателя, изданным после проведения консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации/профсоюзным представителем, в случае отсутствия первичной профсоюзной организации — со свободно избранными и уполномоченными представителями/представителем работников.

В настоящий момент тарифная система включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники). Вместо последних в указанную систему будут входить «профессиональные стандарты (квалификационные характеристики)». При этом уточнено, что они определяют требования к квалификационным и специальным знаниям работников, их задачи, обязанности и специализацию. И согласно данным нормативным документам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работодателем будет производиться отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим.

С привычными квалификационными характеристиками(6) все более-менее ясно: порядок их разработки и утверждения — прерогатива Минсоцполитики. А вот профстандарты, порядок разработки и утверждения которых будет осуществлять Кабмин, — новое понятие в отечественном законодательстве о труде. Как они будут сочетаться с квалификационными характеристиками, пока что остается загадкой.

Как и ранее, тарифная сетка (схема должностных окладов) будет формироваться на основе тарифной ставки рабочего первого разряда и квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов). Вот только с нового года минимальный должностной оклад (тарифная ставка) будет «плясать» от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.

То есть при неизменности квалификационных (междолжностных) соотношений и сохранении существующей тарифной системы, «отправной точкой» для формирования тарифной сетки (схемы должностных окладов) была бы сумма более 3200 грн. Но с 2017 года такой точкой станет сумма в 1600 грн. Является ли это изменением «действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения», при котором работодатель должен соблюсти двухмесячный срок предупреждения (ст.103 КЗоТ, ч.2 ст.29 Закона об оплате труда)? Нет, не является.

Ведь в ст.96 КЗоТ и ст.6 Закона об оплате труда речь вообще не идет о конкретных суммах, а лишь о замене в тарифной системе минималки на прожиточный минимум для трудоспособных лиц. По нормам ч.4 ст.95 КЗоТ и ч.2 ст.9 Закона об оплате труда минимальная зарплата устанавливается в размере не ниже размера такого прожиточного минимума. И то, что народные избранники решили установить минималку в двойном размере прожиточного минимума, по мнению автора, никак не ухудшает действующие условия оплаты труда. Главное — минимальная зарплата-2017 установлена не ниже 1600 грн., а также не ниже минималки декабря-2016.

В Переходных положениях анализируемого Закона определено, что со следующего года минимальная зарплата не применяется в качестве расчетной величины для определения должностных окладов, зарплаты работников и других выплат. А до внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной зарплаты в качестве расчетной величины, она применяется в размере 1600 грн.

В свою очередь, теми же Переходными положениями определено, что со следующего года минимальная зарплата не применяется в качестве расчетной величины в коллективных договорах и соглашениях всех уровней. Сторонам, которые заключили коллективные договоры и соглашения, необходимо привести в трехмесячный срок их нормы в соответствие с указанным Законом. До внесения изменений в коллективные договоры и соглашения всех уровней о неприменении минимальной зарплаты в качестве расчетной величины она применяется в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Гарантии обеспечения минималки. В Законе об оплате труда появилась новая ст.31, согласно которой размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной зарплаты.

Внимание!

При исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Если начисленная зарплата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минималки, работодатель проводит доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты. То есть уборщице, должностной оклад которой установлен на уровне 1600 грн., и директору с должностным окладом — 3200 грн., при условии отработки полный месяц и отсутствии каких-либо еще дополнительных выплат по результатам месяца будет начислена одинаковая сумма — 3200 грн. Доплата до уровня минимальной зарплаты производится и в ситуации, если размер зарплаты в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минималки.

В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени(7), а также невыполнения работником в полном объеме месячной/часовой нормы труда минималка выплачивается пропорционально выполненной норме труда. К примеру, работнику с окладом 1600 грн, оформленному на 0,25 ставки, по итогам месяца необходимо начислить 800 грн. (3200 грн. Ѕ 0,25). И если такой работник является основным, то страхователю придется начислить ЕСВ, исходя из 3200 грн. (ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ).

Минимальная зарплата в почасовом размере (в 2017 году планируется на уровне 19,34 грн.) применяется на предприятиях независимо от форм собственности и у физлиц, использующих наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда(8). При этом сохраняется действующее правило, что при почасовой системе оплаты труда минимальным ориентиром для оплаты труда остается минимальная почасовая ставка. Доплаты до месячной минимальной зарплаты в данном случае не будет. В то же время, следует помнить, что отдельного «минзарплатного» правила для ЕСВ при почасовой оплате труда не существует. Ориентироваться во всех случаях придется на показатель месячной минимальной зарплаты. Поэтому, если 19,34 грн., умноженные на месячную норму рабочего времени, дают сумму(9), меньше законодательно установленного размера минималки в месяц, то для работников по основному месту работы страхователь должен начислить ЕСВ исходя из 3200 грн., как того требует ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ (об этом, кстати, вспоминает и ГФС в письме от 29.01.2016 г. № 1394/5/99-99-17-03-03-16(10)).

«Трудовые» проверки: новые ужесточения

Новые проверяющие. Благодаря тому, что ст.17 Закона № 280(11) дополнили ч.2, а ч.3 ст.18 указанного Закона изложили в новой редакции, органам местного самоуправления со следующего года предоставлены полномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения. Причем такой контроль они могут осуществлять в отношении предприятий, как находящихся, так и не находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, а также физлиц, использующих труд наемных работников. При этом исполнительные органы горсоветов городов областного значения и объединенных территориальных общин, помимо осуществления непосредственно контроля, будут налагать финсанкции (штрафы) за нарушение законодательства о труде и занятости населения (ст.34 Закона № 280 дополнили ч.3).

В связи с тем, что ряды «трудовых» проверяющих пополнились, народные избранники не забыли внести дополнения и в п.2 ч.1 ст.255 КоАП(12). В связи с этим, со следующего года протоколы по административным нарушениям законодательства о труде (ч.1—4 ст.41 указанного Кодекса) имеют право составлять должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов.

Финансовые санкции. Часть 2 ст.265 КЗоТ(13) дополнили двумя новыми штрафами, связанными с недопущением к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, созданием препятствий в ее проведении. При этом сумма штрафа составляет стократный размер минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году — 320 тыс. грн.), если это проверка по вопросам выявления:

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
  • оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;
  • выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов.

Во всех остальных случаях штраф за препятствование «трудовым» проверяющим составляет трехкратный размер минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году — 9,6 тыс. грн.).

Информация о нарушениях. Согласно изменениям, внесенным в ст.17 Закона о ЕСВ, с 2017 года информация из Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования будет использоваться для выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде. При этом в ч.4 и 5 указанной статьи речь идет о новациях по вопросу обмена информацией о данных, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде, а также о предоставлении информации из реестров страхователей и застрахованных лиц. Хотя механизм получения и использования такой информации пока остается загадкой.

ЕСВ: под прицелом частные предприниматели и независимые профессионалы

В настоящее время под «пенсионно-инвалидную» льготу по неуплате ЕСВ подпадают только физлица – предприниматели на едином налоге. Но со следующего года такой льготой будут пользоваться абсолютно все частные предприниматели независимо от того, на какой системе налогообложения они находятся — соответствующие дополнения внесены в ч.4 ст.4 Закона о ЕСВ.

Со следующего года по вопросу взимания ЕСВ физлиц-общесистемщиков и независимых профессионалов фактически приравняют к единоналожникам (изменения внесли в п.2 ч.1 ст.7 Закона о ЕСВ). Расчет ЕСВ у них, как и у единоналожников, больше не будет привязываться к месяцу получения дохода (прибыли), и им придется уплачивать ЕСВ в размере, не меньше размера минимального страхового взноса в месяц, что 2017 году составит 704 грн. (3200 грн. x 22%).

Если такие плательщики не получили доход (прибыль) в 2016 году или отдельном месяце уходящего года, они имеют право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. В следующем году такое право превратится в обязанность.

Определенные послабления сделали в отношении единоналожников первой группы (п.3 ч.1 ст.7 Закона о ЕСВ изложили в новой редакции). В настоящий момент их не выделяют из числа физлиц-предпринимателей на едином налоге, для которых обязателен минимальный страховой взнос. Со следующего года обязательная сумма ЕСВ для них сократится  на половину (в 2017 году — 352 грн.). Однако соответствующие периоды осуществления предпринимательской деятельности будут засчитываться в страховой стаж, исчисляемый согласно ст.24 Закона № 1058(14), пропорционально уплаченному ЕСВ.


(1)На момент подготовки материала Закон не был подписан Президентом, поэтому анализ положений документа в статье сделан на базе законопроекта от 15.09.2016 г. № 5130 (в редакции законопроекта от 03.11.2016 г.) (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (прим. ред.).

(3)Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий ДК 003:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (прим. ред.).

(4)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2014. — № 47. — С.78 (прим. ред.).

(5)Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине от 23.08.2016 г. (прим, ред.).

(6)Квалификационные характеристики используются как нормативные документы для целей, определенных п.4, 5 и 6 «Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников», которые содержатся в разделе 1 выпуска 1 Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденном приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (прим. авт.).

(7)Подробнее об этом см.: Алиев Т. Неполное рабочее время: риски для работодателя // Бухгалтерия. — 2016. — № 47. — С.35—37 (прим. ред.).

(8)Подробнее об этом см.: Листровая С. Почасовая оплата: индексация, отпускные, командировки // Бухгалтерия. — 2016. — № 39. — С.36—40 (прим. ред.).

(9)К примеру, в январе 2017 года, исходя из стандартной 40-часовой недели — 3075,06 грн. (159 ч Ѕ 19,34 грн.) (прим. авт.).

(10)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2016. — № 13. — С.52—53 (прим. ред.).

(11)Закон Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (прим. ред.).

(12)Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (прим. ред.).

(13)Подробнее об этом см.: Алиев Т., Губина И. Кадровая «зачистка», или Как работодателю избежать штрафов // Бухгалтерия. — 2016. — № 13. — С.31—35 (прим. ред.).

(14)Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (прим. ред.).