Возврат разницы в цене, или Еще одна завлекалка для покупателя

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 51 (1246) от 19 ДЕКАБРЯ 2016 года


Налог на добавленную стоимостьНалог на доходы физических лицНалог на прибыль

Влада КАРПОВА, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, к.э.н.


Чего только не придумывают розничные торговцы, чтобы сбыть свой товар! Всех маркетинговых ходов и не перечислишь. Но в последнее время на глаза стали попадаться рекламные акции, предусматривающие компенсацию покупателю разницы в цене. Подходит покупатель к кассе магазина с утюгом, миксером или настольной лампой и натыкается на объявление: «Найдете товар дешевле, чем у нас, — вернем разницу в цене». Надо ли говорить, что для ряда граждан такое предложение выглядит привлекательным? При этом подобные заявления предприятий-продавцов бывают довольно смелыми — ведь если хорошо постараться и прошерстить Интернет, то найти такой же товар, но за более низкую цену вполне реально. А дальнейшее развитие событий зависит от суммы разницы и решительности покупателя. Скажем, при разнице в цене 5 грн. не каждый покупатель за ними примчится, а вот если речь пойдет о десятках, а то и сотнях гривен, желающих получить компенсацию за «поисковую работу» будет достаточно.

Эта статья посвящена отражению таких компенсаций в учете предприятия.

Акционные условия

Для учетных целей из всего разнообразия рекламных акций выделим главные моменты.

Срок предоставления компенсации. Покупатель может воспользоваться предложением по компенсации либо перед приобретением товара, либо после совершения покупки (в установленный продавцом срок).

Порядок предоставления компенсации. Перед приобретением товара компенсация покупателю, как правило, не выплачивается — просто на установленную разницу в цене уменьшается стоимость товара. Скажем, если в магазине товар стоит 1000 грн., а у конкурента — 950 грн., то согласно условиям акции покупателю продадут товар за те же 950 грн. Предоставление компенсации после продажи товара определяется условиями акции. Самый распространенный вариант — предоставление возвратной скидки (рибейта).

Интернет-магазины могут использовать также вариант зачисления компенсации на так называемый виртуальный счет покупателя, который этой суммой может оплатить (полностью или частично) какой-то другой товар. В этом случае можно говорить о предоставлении скидки на будущую покупку товара.

Не исключен также вариант, при котором компенсация оформляется как подарок счастливому покупателю.

Следует учесть, что условия акции должны быть надлежащим образом оформлены. Ведь согласно ч.3 ст.8 Закона о рекламе реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т.п. должна содержать информацию о сроках и месте их проведения, а также об информационном источнике, из которого можно узнать об условиях и месте проведения этих мероприятий. Она должна быть правдивой и точной! Напомним, что согласно ст.151 Закона № 236 информацией, которая вводит в заблуждение, являются, в частности, сведения, содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о цене и скидках на товары, а также о существенных условиях договора. Такие действия квалифицируются как недобросовестная конкуренция.

Распространение информации, вводящей в заблуждение, субъекту хозяйствования даром не пройдет: представители Антимонопольного комитета Украины с удовольствием его оштрафуют. Размер штрафа доходит до 5% дохода (выручки) от реализации продукции товаров за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф (ст.21 Закона № 236).

Поэтому, прежде чем внедрять рекламную акцию в жизнь, нужно издать соответствующий приказ, разработать ее условия и довести их до сведения покупателей (обнародовать).

И, конечно же, продавец не вправе отказать покупателю в выплате объявленной компенсации, если последний выполнит заявленные условия. Ведь обманутый покупатель может дойти и до суда — все зависит от степени его обиды.

Как правило, по условиям акций для получения права на компенсацию разницы в цене покупатель обязан предъявить магазину:

  • чек или другой документ, подтверждающий факт приобретения товара (если компенсация выплачивается после его приобретения);
  • доказательства наличия у конкурента аналогичного товара, но по более низкой цене. Ими могут быть, в частности: фотография ценника товара в магазине конкурента, с четко видимыми характеристиками и ценой, распечатка с сайта конкурента или ссылка на него;
  • документ, удостоверяющий личность покупателя и идентификационный код.

Вариант 1. Скидка в момент продажи

В целом операции по продаже товара при выборе этого варианта отражают в учете по тем же правилам, что и обычную (без скидки) продажу товара, просто по сниженной цене.

Налог на прибыль. Все плательщики налога на прибыль показывают такие операции в «прибыльном» учете исключительно по бухгалтерским правилам, поскольку в НКУ по ним не предусмотрены корректировки финансового результата до налогообложения.

НДС. Налоговые обязательства начисляют исходя из продажной цены товара (без НДС) (абзац первый п.188.1 ст.188 НКУ). В то же время здесь нужно учесть норму абзаца второго указанного пункта, в соответствии с которой база налогообложения операций по поставке товаров/услуг не может быть ниже цены их приобретения.

К сожалению, на данный момент не вполне ясно, как же следует определять цену приобретения. По мнению ГФС, приведенному в письме от 13.04.2016 г. № 8220/6/99-99-19-03-02-15, для товаров, приобретенных на таможенной территории Украины или ввезенных на нее, цена приобретения определяется как стоимость имущества, по которой оно приобретено в собственность, то есть по цене, указанной в договоре на приобретение товара (контрактная стоимость). Однако здесь не исключен и другой вариант трактовки, при котором следует ориентироваться на первоначальную цену товара, по которой он числится в бухгалтерском учете. То есть с учетом всех составляющих, указанных в п.9 ПБУ-9(3).

Если акционная цена продажи ниже первоначальной стоимости товаров, оформляют две налоговые накладные:

  • по ежедневным итогам операций, в которой указывают сниженную цену товара;
  • на сумму превышения цены приобретения товара над фактической ценой.

НДФЛ. В соответствии с пп.«е» пп.164.2.17 ст.164 НКУ сумма скидки обычной цены (стоимости) товаров, индивидуально предназначенной для плательщика налога, считается его дополнительным благом. Однако, по мнению автора, к данной ситуации указанная норма неприменима, поскольку в акционных продажах отсутствует индивидуально предназначенная скидка. Это подтверждают и налоговики (см. разъяснение в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 103.02).

Бухгалтерский учет. Особенность таких операций состоит в том, что на субсчете 702 «Доход от реализации товаров» показывают доход исходя из сниженной цены товара. Начисление налоговых обязательств по НДС (исходя из минимальной базы налогообложения) проводят в корреспонденции с субсчетом 949 «Прочие расходы операционной деятельности» (п.1.3 Инструкции № 141).

 

Повну версію статті читайте в
БУХГАЛТЕРІЇ № 51 (1246) від 19 ДЕКАБРЯ 2016 року,
яку можна придбати в друкованому або електронному вигляді
в найближчій філії Агентства передплати і доставки «Бліц-Преса»
Гаряча лінія: 0 800 50 17 39
(дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні)