Аутстаффинг: оптимизируем расходы на персонал осторожно

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 50 (1245) от 12 ДЕКАБРЯ 2016 года


Внешнеэкономическая деятельностьНерезидентыТранспортные перевозки

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Аутстаффинг — одна из самых нестандартных схем оптимизации, связанная с трудовыми отношениями и персоналом. Отечественное законодательство очень неуклюже пытается регулировать эту сферу трудовых отношений, но прогресс налицо. Если в 2010 году Федерация профсоюзов Украины в информационной записке (приложение к постановлению президиума ФПУ от 01.12.2010 г. № П-44-2 о Генеральном соглашении на 2010—2012 г.) отмечала, что одной из основных задач колдоговорной работы на 2011 год в сфере занятости является недопущение распространения на предприятиях нетипичных форм занятости, в частности аутсорсинга и аутстаффинга, то в Генеральном соглашении на 2016—2017 г. этих предрассудков уже нет и в помине.

Выясним, как можно выгодно использовать аутстаффинг и какие при этом могут быть риски у заказчика и исполнителя.

Оформление аутстаффинга

Суть аутстаффинга заключается в том, что из штата заказчика выводится часть персонала, принимается в штат исполнитель (аутстаффер, провайдер), а потом по отдельному договору этот персонал предоставляется для работы на своего «бывшего» работодателя. Аутстаффинг от аутсорсинга отличается тем, что при аутсорсинге за пределы предприятия выводятся функции, а при аутстаффинге — персонал (вне зависимости от его функций).

Предоставление персонала для выполнения каких-то функций может быть двух видов:

  • непосредственно аутстаффинг (когда персонал заказчика выводится за штат и принимается в штат аутстаффер);
  • лизинг персонала (заказчик пользуется уже имеющимся персоналом аутстаффера, не производя увольнение собственных работников).

Предметом рассмотрения в данном материале является аутстаффинг как операция с наибольшим числом договорных и законодательных нюансов. Итак, договорные особенности аутстаффинга заключаются в оформлении трех этапов:

  • вывода части персонала из штата заказчика;
  • приема персонала заказчика в штат исполнителя;
  • предоставления этого персонала заказчику.

Рассмотрим вкратце каждый этап. Как это часто бывает, экзотические хозяйственно-трудовые отношения, к числу которых относится и аутстаффинг, в отечественном законодательстве описаны очень расплывчато. Самого определения термина «аутстаффинг» нет. В то же время ст.39 Закона о занятости) регулирует деятельность субъектов хозяйствования, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы у другого работодателя на территории Украины. Такая деятельность требует получения разрешения (только для резидентов Украины). Кроме того, она должна быть указана в регистрационных документах аутстаффера на основании КВЭД-2010. Такими кодами КВЭД являются: 78.10 «Деятельность агентств трудоустройства», 78.20 «Деятельность агентств временного трудоустройства», 78.30 «Прочая деятельность по обеспечению трудовыми ресурсами».

Итак, вначале заказчик должен уволить часть своих штатных работников. Иной способ, кроме увольнения, в данном случае не предусмотрен. Чаще всего увольнение обосновывается сокращением штата. А это — прямое препятствие к пользованию услугами субъекта хозяйствования, который получил разрешение на деятельность, оговоренную в ст.39 Закона о занятости. Ее ч.4 прямо запрещает провайдеру предоставлять свой персонал работодателю, у которого, в частности:

  • в течение года сокращена численность (штат) работников;
  • не соблюдены нормативы численности работников основных профессий, задействованных в техпроцессах основного производства.

Но главное даже не это, а то, что ч.2 ст.39 Закона запрещает без разрешения деятельность субъектов хозяйствования — работодателей, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя.

Порядок выдачи таких разрешений утвержден постановлением КМУ от 20.05.2013 г. № 359, которое, как ни странно, до сих пор не вступило в силу, потому что не приняты изменения в законы в части выдачи разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя (законопроект от 23.05.2013 г. № 2118а). Поэтому штрафы за предоставление таких услуг без разрешения, предусмотренные ч.3 ст.53 Закона о занятости (20-кратный размер минимальной зарплаты), пока не применяются.

 

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅРІпїЅ пїЅ 50 (1245) пїЅпїЅ 12 ДЕКАБРЯ 2016 пїЅпїЅпїЅпїЅ,
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅлії пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ: 0 800 50 17 39
(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)