Аутстаффинг: оптимизируем расходы на персонал осторожно

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 50 (1245) от 12 ДЕКАБРЯ 2016 года


Внешнеэкономическая деятельностьНерезидентыТранспортные перевозки
Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Аутстаффинг — одна из самых нестандартных схем оптимизации, связанная с трудовыми отношениями и персоналом. Отечественное законодательство очень неуклюже пытается регулировать эту сферу трудовых отношений, но прогресс налицо. Если в 2010 году Федерация профсоюзов Украины в информационной записке (приложение к постановлению президиума ФПУ от 01.12.2010 г. № П-44-2 о Генеральном соглашении на 2010—2012 г.) отмечала, что одной из основных задач колдоговорной работы на 2011 год в сфере занятости является недопущение распространения на предприятиях нетипичных форм занятости, в частности аутсорсинга и аутстаффинга, то в Генеральном соглашении на 2016—2017 г. этих предрассудков уже нет и в помине.

Выясним, как можно выгодно использовать аутстаффинг и какие при этом могут быть риски у заказчика и исполнителя.

Оформление аутстаффинга

Суть аутстаффинга заключается в том, что из штата заказчика выводится часть персонала, принимается в штат исполнитель (аутстаффер, провайдер), а потом по отдельному договору этот персонал предоставляется для работы на своего «бывшего» работодателя. Аутстаффинг от аутсорсинга отличается тем, что при аутсорсинге за пределы предприятия выводятся функции, а при аутстаффинге — персонал (вне зависимости от его функций).

Предоставление персонала для выполнения каких-то функций может быть двух видов:

  • непосредственно аутстаффинг (когда персонал заказчика выводится за штат и принимается в штат аутстаффер);
  • лизинг персонала (заказчик пользуется уже имеющимся персоналом аутстаффера, не производя увольнение собственных работников).

Предметом рассмотрения в данном материале является аутстаффинг как операция с наибольшим числом договорных и законодательных нюансов. Итак, договорные особенности аутстаффинга заключаются в оформлении трех этапов:

  • вывода части персонала из штата заказчика;
  • приема персонала заказчика в штат исполнителя;
  • предоставления этого персонала заказчику.

Рассмотрим вкратце каждый этап. Как это часто бывает, экзотические хозяйственно-трудовые отношения, к числу которых относится и аутстаффинг, в отечественном законодательстве описаны очень расплывчато. Самого определения термина «аутстаффинг» нет. В то же время ст.39 Закона о занятости) регулирует деятельность субъектов хозяйствования, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы у другого работодателя на территории Украины. Такая деятельность требует получения разрешения (только для резидентов Украины). Кроме того, она должна быть указана в регистрационных документах аутстаффера на основании КВЭД-2010. Такими кодами КВЭД являются: 78.10 «Деятельность агентств трудоустройства», 78.20 «Деятельность агентств временного трудоустройства», 78.30 «Прочая деятельность по обеспечению трудовыми ресурсами».

Итак, вначале заказчик должен уволить часть своих штатных работников. Иной способ, кроме увольнения, в данном случае не предусмотрен. Чаще всего увольнение обосновывается сокращением штата. А это — прямое препятствие к пользованию услугами субъекта хозяйствования, который получил разрешение на деятельность, оговоренную в ст.39 Закона о занятости. Ее ч.4 прямо запрещает провайдеру предоставлять свой персонал работодателю, у которого, в частности:

  • в течение года сокращена численность (штат) работников;
  • не соблюдены нормативы численности работников основных профессий, задействованных в техпроцессах основного производства.

Но главное даже не это, а то, что ч.2 ст.39 Закона запрещает без разрешения деятельность субъектов хозяйствования — работодателей, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя.

Порядок выдачи таких разрешений утвержден постановлением КМУ от 20.05.2013 г. № 359, которое, как ни странно, до сих пор не вступило в силу, потому что не приняты изменения в законы в части выдачи разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя (законопроект от 23.05.2013 г. № 2118а). Поэтому штрафы за предоставление таких услуг без разрешения, предусмотренные ч.3 ст.53 Закона о занятости (20-кратный размер минимальной зарплаты), пока не применяются.

 

Полную версию статьи читайте
в БУХГАЛТЕРИИ № 50 (1245) от 12 ДЕКАБРЯ 2016 года,
которую можно приобрести в печатном или электронном виде
в ближайшем филиале Агентства подписки и доставки «Блиц-Пресса»
Горячая линия: 0 800 50 17 39
(звонки со стационарных телефонов на территории Украины бесплатные)

Преимущества БУХГАЛТЕРИИ