Таможенная переплата: алгоритм возврата излишне уплаченных таможне платежей

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 49 (1244) от 5 ДЕКАБРЯ 2016 года


Внешнеэкономическая деятельность

Дмитрий РОЖЕНКО, юрист, к.ю.н.


Импортные операции по праву являются одним из самых приоритетных направлений деятельности многих украинских компаний. Факторов, увеличивающих интерес субъектов хозяйствования к импорту, много. Во-первых, рынок Украины, к сожалению, не всегда может предоставить тот товар, который необходим многим производственным предприятиям для создания готовой продукции, ввиду элементарного его отсутствия. Во-вторых, соотношение цена — качество. Зачастую отечественному товаропроизводителю выгоднее приобрести иностранную валюту, закупить товар за границей, ввезти его на таможенную территорию Украины, растаможить, оплатив все таможенные пошлины, нежели покупать такие изделия на нашем рынке. Вот в связи с этим (и не только) импорт становится все более привлекательным видом деятельности.

Однако, несмотря на очевидные преимущества импортных операций, они также таят в себе подводные камни. Одним из них не безосновательно следует считать выбор метода определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины. Как показывает практика, зачастую взгляды импортера и таможенного органа на эту проблему не совпадают. И это не удивительно, поскольку основная функция такого органа — фискальная, то есть направлена на пополнение бюджета всеми возможными и доступными способами. Как результат, субъекты предпринимательства вынуждены осуществлять переплату по таможенным платежам, чтобы их товары были выпущены в свободное обращение и могли быть использованы в хозяйственной деятельности. Возникает вопрос: а можно ли вернуть эти излишне уплаченные денежные обязательства? Да, можно! О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье.

Шаг первый: представление на рассмотрение фискального органа документов, подтверждающих заявленную декларантом таможенную стоимость товаров

Исчерпывающий перечень таких документов определен ч.2 ст.53 ТКУ. Но нужно быть готовым к тому, что таможенный орган все равно найдет некие несоответствия, неточности в предоставленных документах и запросит у декларанта дополнительные документы в соответствии с ч.3 ст.53 этого Кодекса.

Как показывает практика, орган доходов и сборов просит предоставить не все документы, перечисленные в ч.3 ст.53 ТКУ, а лишь некоторые из них. С одной стороны, это соответствует стандартным правилам, установленным п.3.16 и п.6.2 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.73 г.(1), к которой Украина присоединилась в 2006 году (согласно Закону Украины от 15.02.2011 г. № 3018-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О присоединении Украины к Протоколу о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур» Украина присоединилась к указанной Конвенции в измененной редакции). По этим стандартным правилам в подтверждение декларации на товары таможенная служба требует только документы, необходимые для проведения контроля за данной операцией и обеспечения выполнения всех требований по применению таможенного законодательства (п.3.16). А таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (п.6.2). В то же время лучше представлять все имеющиеся на руках у субъекта предпринимательства дополнительные документы, которые не были представлены первоначально. Особенно это касается калькуляций, прайс-листов компании-поставщика, заключений независимых экспертных организаций о соответствии уровня цен на товары, ввозимые на таможенную территорию Украины, и о текущей конъюнктуре рынка. Это нужно делать для того, чтобы:

  • показать таможенному органу, что у субъекта предпринимательства есть все необходимые документы;
  • в будущем использовать факт представления всех затребованных документов (и даже больше) в качестве основания для обращения в суд.

Но декларанту надо быть готовым к тому, что орган доходов и сборов все равно посчитает предоставленные документы недостаточными для подтверждения выбранного метода определения таможенной стоимости товаров (а это, как правило, первый метод — цена договора (контракта)).

Полную версию материала читайте
в БУХГАЛТЕРИИ № 49 (1244) от 5 ДЕКАБРЯ 2016 года,
которую можно приобрести в печатном или электронном виде
в ближайшем филиале Агентства подписки и доставки «Блиц-Пресса»
Горячая линия: 0 800 50 17 39
(звонки со стационарных телефонов на территории Украины бесплатные)

Преимущества БУХГАЛТЕРИИ