Сельскохозяйственный спецрежим по НДС: осталось несколько недель...

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 49 (1244) от 5 ДЕКАБРЯ 2016 года


Налог на добавленную стоимостьСельское хозяйство

Сергей ДРОБОТТЯ, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению


Совсем скоро наступит 01.01.2017 г. — дата, которая для многих сельскохозяйственных предприятий станет не просто началом года, но и датой окончания налоговых привилегий. Дело в том, что ст.209 НКУ, которой установлен специальный режим обложения НДС для сельскохозяйственных предприятий, действует только до конца 2016 года (пп.4 п.2 р.ХІХ НКУ). И если действие данной статьи Кодекса не будет пролонгировано (а шансов на это почти нет), то все сельскохозяйственные предприятия — плательщики НДС будут применять общий порядок начисления и уплаты налога.

Ввиду этого, остановимся на нескольких основных моментах, связанных с окончанием действия спецрежима для сельскохозяйственных предприятий и их переходом на общий режим обложения НДС.

Аннулирование регистрации спецрежимщиков

В ст.209 НКУ отсутствует норма, на основании которой должно происходить аннулирование регистрации сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима налогообложения в связи с окончанием действия этой статьи. Но можно с уверенностью сказать, что такие предприятия уже в начале 2017 года будут исключены из реестра субъектов спецрежима. Это будет сделано на основании пп.«б» п.209.12 ст.209 НКУ, то есть в связи с тем, что «предприятие подлежит регистрации в качестве плательщика налога на общих основаниях». Скорее всего, исключение сельскохозяйственного предприятия из реестра субъектов спецрежима будет осуществляться в принудительном порядке и на основании п.6.23 Положения № 1130(1).

Дополнительные электронные счета в СЭА НДС

Если действие спецрежима НДС не будет продлено, то три дополнительных электронных счета (3753, 3754 и 3755), открытые сельскохозяйственным предприятиям в СЭА НДС в начале 2016 года, подлежат закрытию. При этом согласно п.7 Порядка № 569(2) такие дополнительные электронные счета, на которых отсутствуют средства, должны быть закрыты не ранее следующего рабочего дня, наступающего за днем исключения плательщика налога из реестра субъектов специального режима налогообложения. Для этого ГФС должна направить казначейству специальный реестр плательщиков НДС, в котором указываются наименование, налоговый номер и ИНН плательщика налога.

Пунктом 2 Порядка № 11(3) определено, что если после исключения сельскохозяйственного предприятия из реестра субъектов специального режима налогообложения суммы средств, зачисленной на дополнительные электронные счета, недостаточно для перечисления средств в государственный бюджет и на специальный счет согласно представленным налоговым декларациям, в которых отражаются результаты деятельности в рамках специального режима налогообложения, окончательный перерасчет средств осуществляется таким предприятием:

  • в государственный бюджет — с собственного текущего счета на электронный счет;
  • на специальный счет — с собственного текущего счета на специальный счет.

Остатки средств на спецсчете

Согласно пп.209.2.3 ст.209 НКУ суммы налога, подлежащие перечислению на специальные счета, не подлежат уплате в бюджет и полностью остаются в распоряжении предприятия для использования в производстве сельскохозяйственных товаров/услуг. Как указано в п.4 Порядка № 11, эта сумма не подлежит изъятию в государственный бюджет и используется сельскохозяйственным предприятием в соответствии с п.209.2 ст.209 НКУ, а «начиная с 1 января 2017 г. перечисляется на текущий счет сельскохозяйственного предприятия». То есть после того как закончится действие спецрежима обложения НДС, остатки средств на спецсчетах сельскохозяйственных предприятий должны быть перечислены на их текущие банковские счета(4).

Отрицательное значение в «спецрежимной» декларации

Отрицательное значение НДС из строки 21 декларации с отметкой «0121»—«0123», «0130» за декабрь (IV квартал) 2016 года должно быть перенесено в строку 16.1 декларации с отметкой «0110» за январь (I квартал) 2017 года. Такой вывод можно сделать исходя из обычной логики: «спецрежимной» декларации в январе (I квартале) 2017 года уже не будет, но если в декларации «0121» за декабрь (IV квартал) 2016 года было отражено отрицательное значение налога, то его надо куда-то девать. Поскольку остается только общая декларация «0110», то именно в нее и следует перенести такое отрицательное значение налога. Хотя это почему-то не предусмотрено в Порядке № 21(5).

Законопроектом № 5132(6) данный вопрос предлагается урегулировать на законодательном уровне. Для чего подразд.2 разд.ХХ НКУ дополняют новым пунктом 49: «Сумма отрицательного значения по операциям поставки сельскохозяйственных товаров/услуг, определенных в соответствии с пунктом 209.7 статьи 209 настоящего Кодекса, сформированная плательщиками — сельскохозяйственными предприятиями, которые до 1 января 2017 года применяли специальный режим налогообложения в соответствии со статьей 209 настоящего Кодекса, по результатам отчетного (налогового) периода за декабрь 2016 года / ІV квартал 2016 года, переносится в налоговую отчетность следующего отчетного (налогового) периода, в которой отражаются расчеты с бюджетом».

Переходящие операции

В соответствии с п.187.1 ст.187 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата так называемого первого события. Таким образом, при определении порядка обложения НДС операций по поставке товаров/услуг, в том числе сельскохозяйственных, следует руководствоваться нормами, действовавшими на дату определения налоговых обязательств по таким операциям. Это означает, что если предоплата за сельскохозяйственную продукцию осуществлена до 31.12.2016 г. (включительно), то на такую операцию распространяется действие «спецрежимной» статьи 209 НКУ. Фактическая отгрузка сельскохозяйственной продукции в 2017 году в счет полученной в 2016 году предварительной оплаты будет считаться вторым событием, поэтому такая операция не подлежит отражению в отчетности по НДС.

Так что есть смысл получить предоплаты (если возможно) до начала 2017 года, а налоговый кредит, напротив, «придержать».

Исправление «спецрежимных» ошибок после 01.01.2017 г.

К сожалению, вопрос исправления ошибок в «спецрежимной» отчетности после того, как закончится срок действия ст.209 НКУ, законодательно не урегулирован. Недавно ГФС в письме от 21.11.2016 г. № 37146/7/99-99-15-03-02-17 отметила, что при исправлении в 2016 году ошибок, допущенных до 01.01.2016 г., в результате которых доначисляется НДС, необходимо применять действующие нормы НКУ (что означает перечисление части недоплаты в бюджет). Если такую же позицию ГФС займет и относительно исправления в 2017 году старых (до 01.01.2017 г.) ошибок, то это фактически будет означать, что всю сумму доначисленной положительной разницы между суммой налоговых обязательств и налогового кредита плательщику необходимо будет уплатить в бюджет! Даже несмотря на то, что по итогам деятельности того периода, за который была представлена отчетность с ошибкой, в бюджет вообще ничего не подлежало уплате или уплате подлежала только часть начисленного налога. Об абсурдности такого утверждения «Бухгалтерия» писала в комментарии к указанному выше письму(7).

Также все плательщики НДС, которые пока что используют нормы ст.209 НКУ, должны быть проинформированы о том, что законопроектом № 5368(8) предусмотрено освободить от штрафных санкций «спецрежимщиков» за ошибки, допущенные при распределении налогового кредита в 2016 году(9). Подраздел 2 раздела ХХ Кодекса предлагается дополнить новым пунктом 50: «Штрафные санкции и пеня, предусмотренные настоящим Кодексом, не применяются к сельскохозяйственным предприятиям, использующим специальный режим обложения НДС в соответствии со статьей 209 настоящего Кодекса, за занижение такими сельскохозяйственными предприятиями налогового обязательства или завышение ими бюджетного возмещения, возникших вследствие нарушения порядка распределения налогового кредита, определенного подпунктом 209.15.1 пункта 209.15 статьи 209 настоящего Кодекса, за отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2016 года по 1 января 2017 года».


(1)Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 14.11.2014 г. № 1130 (прим. ред.).

(2)Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569 (в редакции постановления КМУ от 30.12.2015 г. № 1177) (прим. ред.).

(3)Порядок аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и/или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, утвержденный постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 11 (прим. ред.).

(4)Надеемся, что так оно и будет (если эта норма будет продолжать действовать и после 01.01.2017 г.). Возможен и другой вариант: накопленные средства будут использоваться до полного исчерпания по целевому назначению (прим. ред.).

(5)Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом МФУ от 28.01.2016 г. № 21 (прим. ред.).

(6)См.: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_ 1?pf3511=60035 (прим. ред.).

(7)См.: Папырина О. НДС-ошибки сельхозпроизводителей: закон — что дышло?! // Бухгалтерия. — 2016. — № 48. — С.8 (прим. ред.).

(8)См.: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_ 1?pf3511=60443 (прим. ред.).

(9)См. также: Дробоття С. «Сельскохозяйственный» налоговый кредит: сложности корректировок // Бухгалтерия. — 2016. — № 43. — С.30—35 (прим. ред.).