Рекламные раздачи в разъяснениях ГФС: налоговые парадоксы

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 48 (1243) от 28 НОЯБРЯ 2016 года


Налог на добавленную стоимостьРеклама

Ольга ПАПЫРИНА, заместитель главного редактора


Налогообложение операций по рекламной раздаче всегда вызывало множество вопросов, из-за чего на практике сложилось несколько подходов к их решению(1). При этом время от времени появляются разъяснения ГФС с изложением ее позиции по данному вопросу. Некоторые из них мы рассмотрим подробнее.

Бесплатные рекламные раздачи. При осуществлении таких операций есть риск двойного начисления НДС: на обычную поставку при переходе права собственности (п.185.1 ст.185 НКУ) и на условную поставку при использовании товаров в нехозяйственной деятельности (п.198.5 ст.198 НКУ).

Исходя из разъяснений ГФС можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, если стоимость товаров, приобретенных/изготовленных для проведения рекламных мероприятий (в том числе для бесплатного распространения), включается в «стоимость товаров/услуг, используемых в налогооблагаемых операциях, связанных с получением доходов», то НДС согласно п.198.5 не начисляется (см. Письмо № 15920(2), разъяснение ГФС, размещенное в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 101.14). В этом случае считается, что такие товары приобретаются для использования в хозяйственной деятельности. Во-вторых, НДС не начисляется и согласно п.185.1 ст.185 НКУ (см. «ЗІР», категория 101.14)(3). Однако если стоимость бесплатно раздаваемых товаров не включается в стоимость рекламируемых товаров/услуг, то в соответствии с п.185.1 ст.185 НКУ НДС все же следует начислить (Письмо № 21760(4)). То есть если стоимость рекламных материалов включается в стоимость рекламируемых товаров/услуг, то НДС не начисляется ни по п.185.1, ни по п.198.5, а если не включается, то НДС необходимо начислять по обеим нормам?!

А можно ли вообще с целью неначисления НДС выполнить условие о включении стоимости раздаваемых бесплатно товаров в стоимость рекламируемых товаров/услуг? Предположим, предприятие проводит рекламную акцию, для чего руководитель издает соответствующий приказ, назначаются ответственные лица, составляется смета, в которую включается стоимость ручек, футболок, чашек с логотипом и электронным адресом предприятия. Все расходы, включенные в смету, отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт», с которого они списываются непосредственно на субсчет 791. Таким образом, они не включаются в стоимость товаров/услуг. Может, под стоимостью подразумевается продажная цена, в которой должны быть учтены все расходы (как прямые, так и косвенные) и прибыль от продажи? В таком случае нужно было так и написать. А при буквальном прочтении Письма № 15920 и разъяснения в «ЗІР» создается впечатление, что речь идет о неначислении НДС посредниками, которые предоставляют услуги заказчикам по распространению товаров в рекламных целях.

Более того, возникает парадокс: получается, что рекламные акции проводить не просто невыгодно, а разорительно – два НДС на одну операцию! В то время как в письмах, разъясняющих порядок налогообложения при обычных бесплатных передачах, ГФС соглашается на однократное начисление НДС – по п.185.1 ст.185 НКУ (см., например, письмо ГФС от 13.09.2016 г. № 19830/6/99-95-42-01-15(5)). То есть выгоднее просто подарить, нежели организовать рекламную акцию? Конечно, так быть не должно. Осторожные налогоплательщики начисляют НДС только согласно п.185.1, но этого, по большому счету, не следует делать вообще, ведь речь идет просто о расходах на сбыт. Рекламные раздачи некорректно рассматривать как отдельную поставку (кстати, в бухгалтерском учете реализация рекламных материалов не отражается).

Продажи покупных товаров за 1 грн. Такие операции являются хозяйственной деятельностью согласно пп.14.1.36 ст.14 НКУ, ведь в результате налогоплательщик получает доход (пусть и в сумме 1 грн.). Многие осуществляют рекламные продажи за 1 грн. именно во избежание начисления условного НДС согласно п.198.5 ст.198 НКУ. Однако, как уже было указано выше, проблема заключается не в условной, а в настоящей поставке (п.185.1) с применением базы налогообложения не ниже цены приобретения. И вот еще парадокс: поставка за 1 грн. выгоднее бесплатной передачи только в пределах этой 1 грн.

Так не пора ли упорядочить налогообложение рекламных раздач и признать, наконец, что это обычные расходы на сбыт, а значит, ни о каком начислении НДС не может быть речи?


(1)По этому поводу см. также: Кушина Е. Рекламные раздачи: учет… надежд на будущие доходы // Бухгалтерия. – 2016. – № 24. – С.61–64; Самарченко Е., Папырина О. Рекламные акции – 2015: что изменится в учете? // Бухгалтерия. – 2014. – № 51. – С.42–46 (прим. ред.).

(2)Опубликовано на с.50 данного номера (прим. ред.).

(3)Хотя из Письма № 15920 это не следует. В нем, напротив, содержатся намеки на возможное начисление НДС на обычную поставку (прим. авт.).

(4)Опубликовано на с.51 данного номера (прим. ред.).

(5)Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 42. – С.48 (прим. ред.).