Расчеты через ПТКС: возвращаем деньги за товар

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 47 (1242) от 21 НОЯБРЯ 2016 года


Безналичные расчетыНаличные расчетыРРО, КУРО

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


Закон о защите прав потребителей(1), регулирующий отношения продавца и покупателя в части возврата товара, далеко не всегда учитывает требования других нормативных актов. К примеру, возврат товара неизменно сопряжен с вопросом возврата денег за него покупателю. А это уже та сфера, которая «подвластна» другому специальному законодательству, в частности, Закону о платежных системах(2). Именно указанный Закон определяет основные виды и способы расчетов, а также терминологически описывает «приспособления», с помощью которых такие расчеты возможны.

Очень часто при приобретении товаров покупатели рассчитываются не в торговом зале магазина и не платежной карточкой, а наличностью через программно-технический комплекс самообслуживания (ПТКС). В частности, такой способ оплаты принимают многие интернет-магазины. Это не противоречит абзацу второму ч.1 ст.13 Закона об электронной коммерции(3), в которой определены следующие способы оплаты:

  • с использованием платежных инструментов;
  • электронными деньгами;
  • путем перевода денежных средств;
  • наличностью;
  • иными способами.

ПТКС относится к платежным устройствам, которые позволяют плательщику инициировать операцию по переводу денежных средств (абзац второй п.1.322 ст.1 Закона о платежных системах). При этом под таким переводом понимается движение определенной суммы денежных средств для зачисления ее на счет получателя или выдачи ему наличностью (абзац первый п.1 указанной статьи).

Как показывает практика, при использовании покупателями ПТКС у магазинов чаще всего возникают вопросы, связанные с дальнейшим соблюдением норм Закона о защите прав потребителя и законодательства о применении РРО, например:

  • кто должен выдавать покупателю чек РРО – платежная организация, принимающая через ПТКС наличность от покупателя для ее перечисления продавцу, или сам продавец, получающий безналичные средства от платежной организации на свой текущий счет;
  • каким способом допустимо возвращать покупателю стоимость возвращенных товаров, оплаченных через ПТКС;
  • в достаточной ли степени ПТКС идентифицирует покупателя, который возвращает товар, оплаченный с помощью такого платежного устройства?

На эти вопросы «Бухгалтерия» попыталась получить ответы у двух ключевых ведомств – НБУ и ГФС. Их ответы – об одной и той же ситуации, только нюансы освещены разные.

Начнем с анализа письма Нацбанка. Затронутая в нашем запросе и, соответственно, в ответе банкиров проблема касается идентификации плательщика, который покупает товар с расчетами через ПТКС. По мнению НБУ, законодательство предусматривает в этом случае формирование кассового документа (квитанции ПТКС). По поводу информации о плательщике Нацбанк отмечает, что она в квитанции ПТКС должна быть указана согласно п.1.21, 1.22 гл.1 р.IV Инструкции № 174(4). В данной Инструкции есть два пункта, в которых НБУ устанавливает требования к реквизитам:

  • для кассовых документов, формирующихся с применением платежных устройств (к числу которых относится и ПТКС) – п.1.19 гл.1 р.IV Инструкции № 174;
  • для квитанций/чеков банкоматов, формируемых с использованием платежных устройств по результатам операций по приему наличности для зачисления ее суммы на счета без применения электронного платежного средства – п.1.21 гл.1 р.IV Инструкции № 174.

В первом случае информация о плательщике не упоминается, во втором – упоминается как обязательный реквизит.

Однако по факту далеко не все ПТКС готовы технически к идентификации плательщика в самом прямом смысле этого слова – по имени-фамилии (ведь, как уже отмечалось, речь не идет о применении электронного платежного средства, с помощью которого происходит безоговорочная идентификация плательщика). Часто под плательщиком понимают лицо, заключившее договор, во исполнение которого происходит перевод денежных средств через ПТКС (к примеру, если речь идет о пополнении счета, то в качестве плательщика в квитанции ПТКС будет указан собственник мобильного телефона). Таким образом, по мнению НБУ, если через ПТКС происходит оплата стоимости товаров (услуг), то это платежное устройство должно быть настроено на ввод каких-то персональных данных плательщика.

И тут мы вынуждены обратиться к Положению 13(5), которым определены форма и содержание расчетных документов. Требования к фискальному кассовому чеку по операциям приема и перевода наличных денежных средств через ПТКС установлены в р.VI указанного Положения. Пункт 2 данного раздела в числе обязательных реквизитов такого чека (форма № ФКЧ-3) не упоминает данные о плательщике. Тем не менее, там сказано, что если правилами (регламентом) получателя платежа предусмотрена более полная идентификация плательщика, в форме № ФКЧ-3 разрешается печатать необходимую идентификационную информацию (ФИО, номер договора, регистрационный код и т.д.). Следовательно, информация о плательщике в фискальном чеке ПТКС является реквизитом допустимым, но не обязательным.

Зачем нужна такая информация? Дело в том, что Закон об электронной коммерции требует от физлица-покупателя предоставления продавцу информации о себе, необходимой для совершения электронной сделки (ч.4 ст.8). Как известно, оплата товара может заменять собой заключение электронного договора. А вот ч.5 ст.13 этого Закона и вовсе требует вернуть такую оплату, если покупатель не предоставил о себе информацию, определенную в предложении заключить электронный договор. Нацбанк по этому поводу отмечает, что в таком случае все зависит от того, какие условия заключения такой сделки прописаны в электронном договоре.

Кроме того, НБУ отметил, что операции по внесению наличности через ПТКС для дальнейшего ее перевода получателю относятся к наличным расчетам. Это важно в контексте другого вопроса – будет ли такая операция (и для кого) считаться расчетной в понимании Закона об РРО. И здесь необходимо заметить следующее. Согласно абзацу третьему п.2 ст.9 Закона об РРО одной из операций, требующих проведения ее через РРО, является операция коммерческих агентов банков и небанковских финучреждений по приему наличности для последующего ее перевода с использованием ПТКС. Действительно, все ПТКС работают на основании лицензии НБУ на перевод денежных средств без открытия счетов. Таким образом, расчетная операция в понимании Закона об РРО будет именно у такого лицензиата – собственника ПТКС. Далее такая наличность зачисляется на счет получателя в безналичной форме.

Здесь переходим к письму фискальной службы, которая в очередной раз заявляет, что в такой ситуации получатель-продавец также должен сформировать и выдать покупателю чек РРО. Однако, как уже отмечалось, расчетной эта операция будет только для субъекта хозяйствования, который через ПТКС принимает наличность для дальнейшего перевода. По этому случаю ПТКС и формирует тот самый фискальный кассовый чек. А для получателя денежных средств (интернет-магазина) получение безналичной оплаты от платежного посредника не является расчетной операцией в понимании этого термина из абзаца четвертого ст.2 Закона об РРО, поскольку денежные средства поступают не от покупателя. Все эти рассуждения приводят специалистов к вполне логичному выводу: расчетным документом, подтверждающим оплату товара, на основании которого покупатель может его вернуть продавцу, является именно чек ПТКС по форме № ФКЧ-3(6). Этот документ предусматривает полное описание проведенной операции, включая название товаров (услуги). Это допустимый дополнительный реквизит чека для проведения операций по оплате товаров (услуг). И если он предусмотрен правилами (регламентом) получателя денежных средств, то, по мнению автора, такой получатель может обойтись без распечатки чека РРО покупателю. Тем не менее, как видим, на данный момент фискалы непреклонны.

Но один вывод, сделанный ГФС в письме, все же можно считать полезным: если покупатель оплачивал товар с помощью ПТКС, то ему могут вернуть деньги за возвращенный товар как в наличной, так и в безналичной форме. Это удобно в случаях, если интернет-магазин находится в другом городе, и за наличностью по месту расположения самого магазина покупатель не поедет. Очевидно, порядок возврата стоимости товара на счет покупателя будет определяться правилами такого интернет-магазина.

По сути, эта ситуация является зеркальным отражением операции по возврату денег, если товар был оплачен платежной карточкой. В том случае ГФС категорически настаивает на «симметричности» платежей: карточкой оплатили – на карточку и возвращайте. А вот НБУ высказал более либеральную и логичную позицию(7): в этом случае возврат денег может происходить как угодно – хоть наличностью, хоть на карточку.


(1)Закон Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (в редакции Закона от 01.12.2005 г. № 3161-IV) (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» (прим. ред.).

(3)Закон Украины от 03.09.2015 г. № 675-VIII «Об электронной коммерции» (прим. ред.).

(4)Инструкция о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 01.06.2011 г. № 174 (прим. ред.).

(5)Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Минфина Украины от 21.01.2016 г. № 13 (прим. ред.).

(6)Подробнее см.: Алиев Т. Безналичные расчеты интернет-магазина: хотели как лучше, а получилось как всегда //Интернет-торговля: учет у продавца и покупателя: Сборник систематизированного законодательства. – 2016. – Вып.5. – С.110–114 (прим. ред.).

(7)См. письмо от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778. Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 44. – С.59 (прим. ред.).