Демонстрационные образцы: от создания до списания

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 45 (1240) от 7 НОЯБРЯ 2016 года


Налог на добавленную стоимостьНалог на прибыльРеклама

Елена САМАРЧЕНКО, консультант по налогообложению и бухгалтерскому учету


Неоднократно на страницах газеты «Бухгалтерия» публиковались разные материалы, посвященные маркетинговым услугам, рекламным мероприятиям, бесплатным раздачам товаров в рекламных целях и прочим операциям, которые направлены на стимулирование продаж и расширение рынка сбыта. Тем не менее, тема эта настолько обширна, что поставить в ней точку, пожалуй, невозможно. Поэтому мы вновь к ней возвращаемся и предлагаем рассмотреть еще одну операцию, довольно часто используемую на практике. А именно, передачу рекламных образцов товара в торговую сеть. Такие рекламные образцы чаще всего применяются только для демонстрации свойств и качества товара и не подлежат продаже покупателю. Хотя при желании и при надлежащем оформлении документов, наверное, могут быть и проданы покупателям. При этом мы не будем нарушать традиции и рассмотрим заявленную тему на конкретных примерах и ситуациях, затрагивая интересы обеих сторон (и передающей, и получающей).

Проанализируем две практические ситуации: когда предприятие поставляет товар в торговую сеть в виде образцов на стендах и когда в рекламных целях поставляется полноценный товар для демонстрации в магазине.

Изготовление рекламного стенда

В первой ситуации предприятие-производитель (далее – поставщик) продает товар (например, строительные материалы) через торговую сеть. Для привлечения внимания покупателей к своему товару он либо собственными силами, либо с участием сторонней организации изготавливает демонстрационные стенды, на которых размещены образцы продукции. Например, на таком стенде наклеены образцы керамической плитки, обоев, ламината и т.д. Эти стенды переданы в торговую сеть безо всякой компенсации их стоимости (то есть бесплатно).

На этом этапе предприятие должно сформировать первоначальную стоимость рекламного стенда и определить срок его полезного использования.

В первоначальную стоимость запасов и/или необоротных активов включается стоимость материалов, использованных для изготовления, стоимость услуг сторонних организаций (если таковые принимали участие в изготовлении стенда) и другие прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением (п.9 ПБУ-9, п.8 ПБУ-7).

Для дальнейшей классификации полученного актива (в качестве запасов или в качестве основных средств) уполномоченная комиссия предприятия должна установить предполагаемый срок его полезного использования. По мнению автора, в данной ситуации целесообразно определять срок полезного использования менее одного года. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, стенд будет установлен в торговом зале магазина, что не исключает его возможного повреждения покупателями. Следовательно, гарантировать сохранность объекта на протяжении длительного времени невозможно. Во-вторых, на стенде будут размещены образцы товаров, находящихся в продаже в данный промежуток времени. Впоследствии ассортимент товара может измениться, и стенд утратит свою актуальность, свою рекламную функцию. В-третьих, установление минимального срока полезного использования не противоречит нормативным документам и значительно облегчает дальнейший учет этого объекта поставщиком (о чем будет сказано далее).

Возможно, комиссия предприятия определит (и укажет во внутренних документах), что срок полезного использования стенда будет все-таки больше года. Тогда такой актив попадет в разряд необоротных активов, и его первоначальную стоимость необходимо сравнить со стоимостным критерием, предусмотренным на предприятии для разделения объектов на малоценные необоротные материальные активы и на основные средства. Почти всегда этот бухгалтерский критерий соответствует аналогичному критерию, определенному в пп.14.1.138 ст.14 НКУ, и составляет 6000 грн. Следовательно, если первоначальная стоимость изготовленного стенда превысит указанную сумму, его нужно зачислить в одну из групп основных средств и амортизировать в течение срока полезного использования, принятого для соответствующей группы. Больше всего в целях бухгалтерского учета для таких объектов подходит субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» и в целях налогообложения – группа 6 с аналогичным названием (срок полезного использования – 4 года).

Если срок полезного использования стенда превышает 1 год, но первоначальная стоимость меньше стоимостного критерия, то объект необходимо зачислить в состав малоценных необоротных материальных активов (субсчет 112 в бухгалтерском учете и группа 11 в налоговом учете) с соответствующим начислением амортизации по методу, предусмотренному учетной политикой предприятия.

Поскольку целью данной статьи не является детальный анализ учета операций с необоротными активами, то на этом мы остановимся и подведем итог первого этапа. Предприятие-поставщик изготавливает рекламный стенд, формирует его стоимость и определяет место этого объекта в своих активах.

 

Повну версію статті читайте в
БУХГАЛТЕРІЇ № 45 (1240) від 7 НОЯБРЯ 2016 року,
яку можна придбати в друкованому або електронному вигляді
в найближчій філії Агентства передплати і доставки «Бліц-Преса»
Гаряча лінія: 0 800 50 17 39
(дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні)