Таможенные проверки: что изменилось с появлением новых Методрекомендаций?

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 45 (1240) от 7 НОЯБРЯ 2016 года


Таможенное регулированиеПроверкиВнешнеэкономическая деятельность
Александр ТРУСОВ, эксперт-аналитик по внешне-экономической деятельности


Государственная фискальная служба подготовила для субъектов предпринимательской деятельности очередной сюрприз, причем в таком непростом и деликатном вопросе, как организация документальных проверок соблюдения требований законодательства по вопросам таможенного дела. Появление такого содержательного и информативного документа, как Методрекомендации № 856, по мнению автора, должно в обязательном порядке привлечь к себе внимание не только субъектов внешнеэкономической деятельности, но и других лиц, которых так или иначе касаются нормы, закрепленные в ТКУ(1).

Методрекомендации № 856 стали своеобразным симбиозом двух нормативных документов – Порядка № 22(2), утратившего силу в соответствии с приказом Миндоходов от 31.03.2014 г. № 217, и действовавших до настоящего времени Методрекомендаций № 23(3). Вместе с тем ряд положений, на которых прежде базировался подход к организации проведения проверок предприятий, претерпел ряд изменений, на которых следует остановиться более подробно.

Субъекты документальных проверок

Согласно действовавшему ранее порядку проверки в области таможенного дела осуществлялись в отношении предприятий, то есть любых юридических лиц или физических лиц – предпринимателей, которые при перемещении товаров через таможенную границу Украины представили предусмотренную законодательством Украины для предприятий таможенную декларацию.

Сейчас перечень субъектов, в отношении которых могут быть осуществлены мероприятия по проведению проверок, несколько уточнен и расширен. Так, к ним относятся налогоплательщики, а именно юридические лица, их обособленные подразделения, постоянные представительства и представительства нерезидентов, а также физические лица – предприниматели. Кроме того, проведение документальных невыездных проверок может осуществляться в отношении граждан, не являющихся гражданами-предпринимателями, если это соответствует положениям ТКУ.

Напомним, что в соответствии с ТКУ налогоплательщиком признается лицо, на которое возложено обязательство по уплате таможенных платежей (п.39 ч.1 ст.4), в то время как НКУ(4) в качестве налогоплательщиков определяет физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают или передают объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения, и на которых возложено обязательство по оплате налогов и сборов (п.15.1 ст.15 НКУ).

При этом в соответствии с п.1.8 Методрекомендаций № 856 приоритетными в применении являются термины и понятия ТКУ. И только если в нем отсутствуют соответствующие определения, они применяются в значениях, приведенных в НКУ.

Допроверочный анализ

Процедура анализа информации о внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков претерпела определенные изменения. Так, для изучения рисков возможных нарушений таможенного законодательства уже не будет анализироваться информация, которая ранее была объектом анализа согласно Порядку № 22, а именно информация о соблюдении сроков представления таможенных деклараций, о предприятиях, привлеченных к схемам «бестоварной» поставки, о товарах (например, товары группы «прикрытия»), перемещаемых через таможенную границу Украины.

Но вместе с тем основные объекты анализа, ранее предусмотренные в Порядке № 22, практически не изменились и указаны в пп.2.1.1 Методрекомендаций № 856. В частности, среди них:

  • информация об объемах экспортно-импортных операций, источниках приобретения товаров;
  • данные мониторинга электронных копий таможенных деклараций;
  • информация о связанных с налогоплательщиком лицах;
  • заключения аккредитованных экспертов;
  • информация о наличии фактов завышения (занижения) таможенной стоимости товаров при их ввозе (вывозе) на таможенную территорию Украины;
  • информация о наличии фактов безосновательного применения льгот по уплате таможенных платежей при импорте и экспорте товаров;
  • материалы предыдущих проверок и встречных сверок такого налогоплательщика в части ранее выявленных нарушений требований законодательства при осуществлении ВЭД-операций.

Критерии отбора субъектов для проверок

Особое внимание в Методрекомендациях № 856 уделено отбору налогоплательщиков, подлежащих документальным проверкам. Такой отбор осуществляется по результатам проведенного анализа рисков нарушения таможенного законодательства по перечисленным выше факторам и при наличии критериев, определенных в п.6 Порядка № 524(5):

  • оформление таможенных деклараций в таможенных режимах «Временный ввоз» и «Переработка на таможенной территории» (кроме операций с иностранными эквивалентными товарами) с освобождением от обложения таможенными платежами;
  • оформление таможенных деклараций с освобождением от уплаты таможенных платежей по соответствующим видам льгот;
  • уплата «лицензионных платежей» на счет нерезидента;
  • таможенное оформление товаров по цене ниже таможенной стоимости идентичных или подобных товаров предыдущих таможенных оформлений;
  • таможенное оформление товаров с риском неправильной классификации в соответствии с УКТ ВЭД, влияющей на поступление в бюджет таможенных платежей;
  • декларирование в одной партии товаров с высокой налоговой нагрузкой и незначительным весом вместе с товарами с низкой налоговой нагрузкой и крупным весом;
  • декларирование составляющих таможенной стоимости в декларации таможенной стоимости с риском недостоверности обозначения числовых значений (затрат на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование, инженерные и опытно-конструкторские работы и т.п.).

При этом в качестве критериев проведения проверок могут быть использованы и другие обстоятельства. Так, внеплановые выездные документальные проверки согласно ч.7 ст.346 ТКУ могут быть проведены, в частности, в случае если:

  • выявлены факты, свидетельствующие о нарушении предприятием требований законодательства (в случае если оно не представит необходимые пояснения в течение десяти рабочих дней после получения запроса);
  • предприятие не представило в установленный срок таможенную декларацию.

Кроме того, основаниями для проведения невыездных документальных проверок могут быть обстоятельства, указанные в ч.2 ст.351 ТКУ.

Методрекомендации № 856 также предусматривают, что проверки могут осуществляться по заявлению самого предприятия или уполномоченного экономического оператора, а также в соответствии с уголовным процессуальным законодательством и в процессе производства по административному делу о нарушении таможенных правил (ч.10 ст.346 ТКУ).

При отборе налогоплательщиков, подлежащих документальной проверке, учитываются также размеры (вероятные размеры) недоборов таможенных платежей в связи с установленными нарушениями (рисками нарушений), строки давности для определения налоговых обязательств и другие предусмотренные законодательством обстоятельства.

Субъектам ВЭД следует обратить внимание на то, что еще до начала проверки между органами ГФС происходит обмен данными об имеющейся в отношении проверяемого налогоплательщика информации в части возможных рисков в его деятельности, которая может свидетельствовать о возможном занижении таможенных платежей, уклонении от уплаты налогов и т.п. Кроме того, с целью недопущения возможного внесения налогоплательщиком соответствующих изменений в таможенные декларации, которые могут быть проверены в ходе документальной проверки, за три рабочих дня до начала такой проверки соответствующие таможни, ранее осуществившие таможенное оформление этих деклараций, получат уведомление о начале, сроках проведения проверки и охватываемом ею периоде.


(1)Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (прим. ред.).

(2)Порядок организации работы территориальных органов и структурных подразделений Миндоходов при проведении и реализации материалов документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, утвержденный приказом Миндоходов от 16.01.2014 г. № 22 (прим. ред.).

(3)Методические рекомендации по порядку оформления документов в ходе проведения документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, а также реализации их материалов, утвержденные приказом Миндоходов от 16.01.2014 г. № 23 (прим. ред.).

(4)Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (прим. ред.).

(5)Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524 (прим. ред.).