Расчеты во внешнеэкономической деятельности: требования и ответственность

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 42 (1237) от 17 ОКТЯБРЯ 2016 года


Внешнеэкономическая деятельностьОтветственностьВалюта
Инна ЖУРАВСКАЯ, редактор


В первом квартале 2017 года в сфере ВЭД и валютного контроля произошёл ряд существенных изменений.
Обновлённая статья на эту тему «Экспортно-импортные расчёты: как не нарушить сроки» читайте в спецвыпуске «Тайны налогового двора – 5» (Бухгалтерия №21 от 22 мая 2017)

Расчеты, осуществляемые резидентами Украины в иностранной валюте, находятся под контролем Национального банка Украины и Государственной фискальной службы. Основные требования и порядок осуществления таких расчетов определены Законом № 185 и Инструкцией № 136(1). Однако есть ряд других документов, которые также следует учитывать при осуществлении ВЭД-расчетов. Подробнее об этом и пойдет речь в данной статье.

Сроки для ВЭД-расчетов

Сроки осуществления ВЭД-расчетов – это фактически тот вопрос, который и является предметом контроля. Закон № 185 ограничивает срок осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям 180 календарными днями. Наряду с данным Законом № 185 предусмотрено право НБУ вводить на срок до шести месяцев сроки расчетов иные, нежели определенные ст.1 и 2 этого Закона. И уже в течение довольно длительного времени НБУ постоянно использует данное право.

Не так давно НБУ своими постановлениями устанавливал 90-дневный срок для расчетов по экспортным и импортным операциям, а с 29 июля этого года был установлен 120-дневный срок расчетов(2). Этот срок действует в соответствии с постановлением Правления НБУ от 28.07.2016 г. № 361 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины», которым, в частности, были внесены изменения в постановление Правления НБУ от 07.06.2016 г. № 342 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины». И хотя постановление от 07.06.2016 г. утратило силу с 15 сентября этого года, 120-дневный срок продолжает действовать в соответствии с новым Постановлением № 386(3).

Таким образом, в настоящее время расчеты по экспортным и импортным операциям должны осуществляться в пределах 120 календарных дней. Однако не исключено, что НБУ изменит этот срок, ведь Постановление № 386 будет действует только до 15 декабря 2016 года включительно.

Экспорт: порядок контроля

При экспорте выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах. Но максимальный срок для расчетов, как уже было указано выше, составляет 120 календарных дней. В соответствии со ст.1 Закона № 185 и п.2.1 Инструкции № 136 отсчет срока расчетов начинается со следующего календарного дня:

  • после даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации);
  • после даты подписания акта, счета (инвойса) или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности.

При этом в соответствии с п.1.1 Инструкции № 136 экспортом считается продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. Следует отметить, что товаром согласно тому же п.1.1 считается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Не подлежат контролю операции, осуществляемые в соответствии с экспортным договором без вывоза товаров (продукции) с таможенной территории Украины (п.1.7 Инструкции № 136).

Банк осуществляет контроль за экспортными операциями клиентов-резидентов, если на дату таможенного оформления товаров:

  • расчеты по экспортной операции не завершены, то есть денежные средства от продажи нерезиденту товара на текущий счет резидента не поступили или поступили не в полном объеме;
  • в банке отсутствует информация о завершении расчетов по такой операции.

По таким же критериям банк осуществляет контроль за операциями резидентов, предусматривающими выполнение ими работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности, других неимущественных прав, предназначенных для продажи (возмездной передачи).

Если экспортный договор предусматривает поставку товара в несколько этапов, то банк осуществляет контроль за сроками расчетов отдельно по каждому факту осуществления поставки товара (п.1.4 Инструкции № 136).

Только после зачисления выручки по экспортной операции на текущий счет резидента банк снимает такую операцию с контроля. Но в соответствии с Инструкцией экспортная операция может быть снята с контроля в случае, если:

  • в банк, осуществляющий контроль, поступило уведомление другого банка с соответствующей информацией о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента (п.2.3);
  • банк, осуществляющий контроль, получил уведомление другого банка о поступлении реестра ТД по экспортной операции резидента (в уведомлении указывается вся имеющаяся в реестре ТД информация) (п.2.3);
  • в экспортный договор внесены изменения, предусматривающие исполнение нерезидентом обязательств по экспортной операции резидента полностью (или частично) путем поставки товара (п.2.5). Резидент должен представить в банк копию документа, согласно которому внесены изменения в экспортный договор. Если производится частичная поставка товара, то осуществляется контроль за своевременностью расчетов только в отношении той части экспортного договора, которая предусматривает расчеты в денежной форме;
  • взаимные обязательства по экспортному договору частично или полностью не исполнены и происходит частичный или полный возврат резиденту продукции, поставленной им нерезиденту по договору. Основанием является информация об указанной операции в реестре ТД (оформляемая с использованием ТД типа ІМ-40 «Імпорт», ІМ-41 «Реімпорт», ІМ-75 «Відмова на користь держави», ІМ-76 «Знищення або руйнування») (п.2.6).

Импорт: порядок контроля

В п.1.1 Инструкции № 136 указано, что импортом считается «покупка украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами».

Расчеты по импортным операциям резидентов также должны осуществляться не позднее 120 календарных дней (ст.2 Закона № 185, п.3.1 Инструкции № 136, п.1 Постановления № 386). Отсчет этого срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после даты:

  • осуществления резидентом авансового платежа в пользу нерезидента;
  • выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг);
  • осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива.

Банк осуществляет контроль за импортной операцией клиента-резидента, если на дату оплаты резидентом товара (на дату выставления векселя в пользу поставщика, на дату осуществления банком платежа в пользу нерезидента при расчетах в форме аккредитива (на дату списания денежных средств со счета банка)):

  • нерезидентом не была осуществлена поставка товара с оформлением соответствующих ТД или в банке отсутствует информация об осуществлении поставки по такой операции;
  • импортная операция без ввоза товара на территорию Украины не была завершена или в банке отсутствует информация о завершении такой импортной операции.

Если договор импорта предусматривает осуществление платежа в несколько этапов, то банк осуществляет контроль за сроками расчетов отдельно по каждому факту осуществления платежа (п.1.4 Инструкции № 136).

При импорте товара с ввозом его на территорию Украины банк в соответствии с п.3.3 Инструкции № 136 снимает с контроля операцию резидента при следующих условиях:

  • если для таможенного оформления продукции используется ТД, то основанием для снятия операции с контроля является получение информации об этой операции в реестре ТД (типа IM-40 «Імпорт», IM-41 «Реімпорт», IM-72 «Безмитна торгівля», IM-75 «Відмова на користь держави», IM-76 «Знищення або руйнування»);
  • если для таможенного оформления продукции не используется ТД, то резидент должен предъявить соответствующий документ (кроме ТД), используемый для таможенного оформления продукции;
  • предъявление резидентом акта, счета (инвойса) или другого документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (возмездной передачи);
  • получение уведомления от другого банка, которому таможенный орган направил информацию об операции резидента, о получении такого реестра ТД;
  • получение по запросу резидента уведомления таможенного органа, а также удостоверенной в установленном законодательством Украины порядке копии ТД.

Особые сроки расчетов

В отношении некоторых экспортно-импортных операций действуют отдельные правила в части исчисления сроков расчетов. Так, в ст.1 Закона № 185 предусмотрено, что при помещении товаров в таможенный режим переработки за пределами таможенной территории срок возврата этих товаров или продуктов их переработки на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта определяется в соответствии с Таможенным кодексом. Переработка за пределами таможенной территории – это таможенный режим, в соответствии с которым украинские товары подвергаются переработке за пределами таможенной территории Украины без применения мер нетарифного регулирования ВЭД, при условии возврата этих товаров или продуктов их переработки на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (ст.162 Таможенного кодекса). Помещение товаров в таможенный режим переработки за пределами таможенной территории допускается с письменного разрешения таможенного органа по заявлению собственника этих товаров или уполномоченного им лица (ст.165 Таможенного кодекса), которое предоставляется согласно Порядку выполнения таможенных формальностей в соответствии с заявленным таможенным режимом, утвержденному приказом Минфина от 31.05.2012 г. № 657. Именно в разрешении устанавливается и срок переработки товаров за пределами таможенной территории Украины, который учитывает продолжительность процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки. Допускается продление этого срока по заявлению предприятия, которому выдано разрешение на переработку товаров, но общий срок переработки не может превышать 365 дней (ст.166 Таможенного кодекса).

Установленные НБУ в соответствии со ст.1 и 2 Закона № 185 сроки расчетов не распространяются на расчеты по экспортно-импортным операциям инвестора (представительства иностранного инвестора на территории Украины) по соглашению о распределении продукции, осуществляемым во исполнение такого соглашения. Закон уточняет, что это касается, в частности, операций, связанных с приобретением оборудования, материалов, оснащения и других товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления работ либо проведения другой деятельности, предусмотренной соглашением о распределении продукции, в том числе распоряжения частью производственной продукции, принадлежащей инвестору (представительству иностранного инвестора на территории Украины), другому инвестору либо государству.

Также в ст.6 Закона № 185 предусмотрено исключение для субъектов космической деятельности и субъектов самолетостроения.

Превышение сроков: последствия

При превышении установленного срока расчетов по экспортным и импортным операциям резиденты привлекаются к ответственности в виде уплаты пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на дату возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (стоимость недопоставленного товара).

ГФС в одном из разъяснений, размещенном в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗIР), категория 114.10, указывает: в случае нарушения законодательно установленного срока поступления товара по импортному договору начисление пени начинается с первого дня после истечения такого срока и осуществляется за каждый день просрочки, включая день осуществления импорта товара с ввозом его на территорию Украины, предоставления работ, услуг, что подтверждается оформлением таможенной декларации или других документов, которые используются при таможенном оформлении или удостоверяют выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг.

Информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений банки предоставляют органам ГФС до десятого числа месяца, следующего за отчетным (п.5.1, 5.9 Инструкции № 136).

В соответствии с пп.54.3.3 ст.54 НКУ органы ГФС обязаны начислять пеню за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. Сумма денежного обязательства в размере начисленной пени указывается в налоговом уведомлении-решении «С»(4) и в расчете пени, направляемых резиденту.

Резидент обязан в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, уплатить обязательство или начать процедуру обжалования решения органа ГФС (п.57.3 ст.57 НКУ).

В бухгалтерском учете сумма пени за нарушение сроков расчетов, которая была начислена органом ГФС и признана резидентом, относится к прочим операционным расходам и учитывается по субсчету 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» (п.20 ПБУ-16). Если резидент является плательщиком налога на прибыль, то корректировку финансового результата до налогообложения на сумму такой пени осуществлять не нужно, поскольку такие требования в НКУ не предусмотрены.

Как избежать пени: варианты

Если резидент заведомо знает, что сроки расчетов по его экспортному или импортному контракту будут превышать законодательно допустимые сроки, то целесообразно принять меры с целью избежания ответственности. За время действия Закона № 185 практика свидетельствует о существовании нескольких возможных вариантов такого избежания. Разумеется, единого варианта нет, ведь в каждом конкретном случае возможны свои особенности, без учета которых желательного эффекта можно и не достичь. Поэтому, принимая решение, следует взвесить все «за» и «против».

Далее рассмотрим возможные варианты избежания пени.

Продление сроков расчетов. Этот вариант в соответствии со ст.1 и 2 Закона № 185 возможен как для экспортных, так и для импортных операций резидентов, но не для всех. Это касается лишь операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения.

Для продления сроков расчетов необходимо заключение Минэкономразвития, предоставляемое в соответствии с Положением № 15(5) и Порядком № 1409(6).

Подача иска о взыскании задолженности. Статья 4 Закона № 185 предусматривает, что установленный законодательством срок расчетов приостанавливается в случае, если резидент подает в суд, Международный коммерческий арбитражный суд или Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины исковое заявление о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков расчетов. Со дня принятия иска к рассмотрению начисление пени приостанавливается. Если иск будет удовлетворен, то пеня у резидента вообще не будет начисляться. Если же будет принято решение об отказе в иске полностью или частично, а также в случае прекращения (закрытия) производства по делу или оставления иска без рассмотрения, начисление пени будет возобновлено за весь период превышения законодательно установленного срока расчетов.

Подтверждение форс-мажорных обстоятельств. Статьей 6 Закона № 185 предусмотрено, что в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые обусловили превышение сроков расчетов, течение указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением форс-мажорных обстоятельств являются:

– сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы). Для получения сертификата следует подать заявление(7) о свидетельствовании форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) торгово-промышленной палаты за подписью руководителя предприятия, организации и с оттиском печати предприятия, или по его поручению – доверенного лица;

– сертификат другой уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора.

Следует помнить, что в ВЭД-договоре должен быть отдельный раздел «Форс-мажорные обстоятельства», в котором определены случаи, при которых условия договора (контракта) могут быть не выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательства со стороны власти и т.д.)(8). В этом же разделе должны быть указаны органы сторон договора, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства.

Зачет встречных однородных требований. В п.1.11 Инструкции № 136 предусмотрено, что экспортная, импортная операции могут быть сняты с контроля при наличии надлежащим образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям зачетом, если:

  • требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;
  • требования однородны;
  • срок исполнения по встречным требованиям наступил или не установлен либо определен моментом предъявления требования;
  • между сторонами не было спора по поводу характера обязательства, его содержания, условий исполнения и т.п.

Однако в соответствии с п.4 Постановления № 386 в настоящее время продолжает действовать запрет на снятие с контроля экспортных операций клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований в иностранной валюте 1-й группы Классификатора/российских рублях (независимо от суммы операции) и в других валютах (если общая сумма обязательств, прекращаемых зачетом в рамках одного договора по экспорту товаров, превышает в эквиваленте 500000 долларов США)(9).

Изменения в договоре импорта. В п.3.6 Инструкции № 136 предусмотрено, что банк снимает с контроля операцию резидента при импорте товара без его ввоза на территорию Украины исключительно при наличии одного из следующих условий:

– зачисление выручки, полученной от нерезидента, на счет резидента в уполномоченном банке при продаже нерезиденту товара за пределами Украины;

– представление документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений), других форм документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором(10).

Таким образом, данная норма позволяет снять импортную операцию резидента с контроля, если в договор импорта будут внесены изменения, согласно которым товар будет продан за пределами Украины без ввоза его на территорию Украины. При этом должен быть заключен также договор с другим нерезидентом, который будет покупателем этого товара. То есть в данном случае для снятия операции с контроля необходимо представить в банк:

– договор импорта, предусматривающий приобретение товара у нерезидента резидентом. В договор должны быть внесены изменения, касающиеся места поставки товара (за пределами Украины);

  • договор продажи товара нерезиденту (место поставки также за пределами Украины);
  • документы, подтверждающие акт поставки товара нерезиденту за пределами Украины(11).

После изменения условий договора импорта, то есть замены импорта с ввозом в Украину импортом без ввоза в Украине, контроль за поступлением выручки в Украину осуществляет тот же банк, через который был перечислен аванс нерезиденту-поставщику (п.3.6 Инструкции № 136). При этом выручка от нерезидента-покупателя должна поступить в установленные законодательством сроки.


(1)Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (прим. ред.).

(2)В соответствии с письмом НБУ от 10.08.2016 г. № 22-0003/67025 этот срок расчетов с 29.07.2016 г. распространяется на случаи незавершения расчетов по экспортным, импортным операциям (прим. авт.).

(3)Постановление Правления НБУ от 14.09.2016 г. № 386 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» (прим. ред.).

(4)Форма налогового уведомления-решения содержится в приложении 10 к Порядку направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденному приказом Минфина Украины от 28.12.2015 г. № 1204 (прим. авт.).

(5)Положение о порядке выдачи заключений о продлении сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденное приказом Минэкономики Украины от 18.01.2008 г. № 15 (прим. ред.).

(6)Порядок продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2007 г. № 1409 (прим. ред.).

(7)Это предусмотрено Регламентом освидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденным решением Президиума Торгово-промышленной палаты Украины от 18.12.2014 г. № 44(5) (прим. авт.).

(8)Согласно Положению о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденному приказом Минэкономики от 06.09.2001 г. № 201 (прим. ред.).

(9)См. также определение ВАСУ от 25.01.2016 г. № К/800/35729/14. Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 40. – С.64–65 (прим. ред.).

(10)Аналогичные условия установлены в Порядке определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины, утвержденном постановлением КМУ от 05.12.2007 г. № 1392 (прим. ред.).

(11)Подробнее об этом см.: Самарченко Е. Импорт без ввоза, экспорт без вывоза: особенности организации и учета // Бухгалтерия. – 2016. – № 25. – С.21–24 (прим. ред.).