Валютная либерализация: обзор новаций от Нацбанка

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 39 (1234) от 26 СЕНТЯБРЯ 2016 года


ВалютаВнешнеэкономическая деятельность

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор


За последние два года банковская система Украины претерпела весьма жесткое вмешательство регулятора. НБУ принял решение действовать в двух главных направлениях: введение ограничений на осуществление ряда валютных операций и выведение с рынка так называемых «мусорных» банковских учреждений. Одновременно проводились непростые переговоры с МВФ по поводу финансовой поддержки Украины. Но время шло, и держать бизнес на голодном валютном пайке более двух лет стало не очень эффективно. Хотя угроза непродуктивного оттока капиталов за границу пока остается, НБУ вынужден постепенно предпринять несколько шагов назад и либерализовать валютный режим, которому раньше сам закрутил гайки. Итак, проанализируем кратко, что произошло за последние несколько месяцев на рынках финансовых операций, и попробуем спрогнозировать, что будет дальше.

Сроки расчетов по экспортно-импортным операциям

Изначально базовый срок расчетов по экспортным операциям, как известно, содержится в ст.1 Закона № 185(1) и составляет 180 дней с даты таможенного оформления экспорта товара или с момента подписания документа, удостоверяющего выполнение работ (предоставление услуг) на экспорт. Аналогичный срок установлен этим Законом (ст.2) для расчетов по импортным операциям резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки (не более 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа).

В то же время НБУ имеет право вводить сроком до шести месяцев другие сроки расчетов. Этим правом НБУ и пользовался несколько раз за последние годы. Сроки изменялись постановлениями Правления НБУ, которые действуют около трех месяцев, затем утрачивают силу. Затем НБУ издает новое аналогичное постановление с новыми параметрами. В текущем году имели место следующие требования НБУ.

С 05.12.2015 г. до 04.03.2016 г. включительно действовало Постановление № 863(2), в соответствии с п.1 которого срок расчетов сократился до 90 календарных дней. С 05.03.2016 г. до 08.06.2016 г. включительно действовало Постановление № 140(3), п.1 которого этот сокращенный срок был «поддержан».

Пунктом 1 Постановления № 342(4), действовавшего с 09.06.2016 г. до 14.09.2016 г. включительно, сначала также было продлено действие требования о возврате валютной выручки не позднее 90 дней. Однако указанный пункт претерпел изменения (благодаря пп.1 п.2 Постановления № 361(5)), и с 29.07.2016 г. этот срок был увеличен до 120 календарных дней. Теперь п.1 Постановления № 386(6), действующий с 15.09.2016 г. до 15.12.2016 г. включительно, установлен такой же срок для расчетов по операциям как по экспорту, так и импорту.

Обязательная продажа иностранной валюты

Требование об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте в виде валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам установлено п.4 Постановления № 475(7). Размер такой продажи в процентном соотношении ко всему объему выручки устанавливается отдельными постановлениями. История вопроса начиналась с 50% в 2012 году, достигла 100%-го пика в августе 2014 года, после чего требования начали постепенно ослабевать. Начало 2016 года отметилось требованием продажи 75% инвалютной выручки (абзац второй п.2 Постановления № 863 и абзац второй п.2 Постановления № 140). Начиная со срока действия Постановления № 342 продаже подлежат 65% валютной выручки (абзац второй п.2). Последний нормативный документ НБУ – Постановление № 386 – оставил объем продажи валютной выручки на том же уровне (абзац второй п.2).

Если поступление валюты произошло на грани действия разных постановлений НБУ, то, по мнению регулятора, изложенному в письме от 08.06.2016 г. № 40-0004/48770(8), «обязательная продажа поступлений в иностранной валюте, которые поступили и были зачислены на распределительный счет 08.06.2016 года, должна осуществляться с учетом требований Постановления № 342(9), а именно в размере 65 процентов».

Лицензирование

С 03.09.2016 г. благодаря Постановлению № 379(10) небанковские финансовые учреждения, получившие лицензию на перевод денежных средств в национальной валюте без открытия счетов, могут остаться без нее в случае выявления НБУ фактов осуществления рисковой деятельности. К такой рисковой деятельности относится в том числе предоставление НБУ недостоверных данных (документов, информации, выводов). Кстати, такие требования связаны с тем, что многие субъекты, осуществляющие перевод денежных средств в сфере торговли, по той же лицензии предлагают и другие финуслуги, которые в эту лицензию не входят. С той же целью НБУ обязал с 30.08.2016 г. – даты вступления в силу Постановления № 376(11) – коммерческих агентов банков указывать в кассовом документе (квитанция/чек и т.п.), который выдается плательщику по результатам осуществления операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, информацию о наименовании коммерческого агента и банка, от имени которого этот коммерческий агент предоставляет услуги.

Самые последние изменения касаются переоформления банками генеральных лицензий на осуществление валютных операций. С 07.09.2016 г. – даты вступления в силу Постановления № 380(12) – уже не нужно указывать в лицензиях информацию о своем местонахождении. В случае изменения местонахождения банка или небанковского финансового учреждения получение новой генеральной лицензии не требуется. Кроме того, перечень оснований для отказа банкам в предоставлении и отзыве генеральных лицензий дополнен следующими случаями:

– применение к банку мер воздействия или штрафных санкций при рассмотрении ходатайства банка о предоставлении генеральной лицензии;

– признание НБУ структуры собственности банка непрозрачной;

– признание банка проблемным.

Пунктом 7 Постановления № 386 запрещено физическим лицам осуществлять операции в наличной форме на основании индивидуальных лицензий НБУ. А п.8 указанного Постановления позволяет НБУ прекратить выдачу таких лицензий.

Инвестиции за границу

Подпункт 17 п.6 Постановления № 386 запрещает покупку и перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу иностранных инвестиций, оформленных в виде продажи корпоративных прав юридических лиц (кроме акций), а также в случаях уменьшения уставного капитала и выхода иностранного инвестора из хозяйственного общества. Этот запрет касается также возврата стоимости ценных бумаг украинских эмитентов, проданных иностранными инвесторами, а также возврата за границу дивидендов (последний запрет имеет некоторые исключения).

Расчеты по ВЭД-контрактам

Если клиент покупает и перечисляет за пределы Украины валюту в качестве предварительной оплаты по ВЭД-договору, сумма которого превышает 50 тыс. долл., банки должны внести такую операцию в специальный реестр и уведомить об этом НБУ. Такое требование с 01.09.2015 г. предусмотрено Постановлением № 375(13). Если НБУ не подтверждает возможность проведения такой операции, банк не имеет права ее осуществлять. Если от НБУ такой запрет не поступает, валютный перевод выполняется не ранее третьего операционного дня со дня предоставления уполномоченным банком информации о таких операциях в реестре.

В то же время Постановлением № 377(14) с 02.09.2016 г. НБУ установил необходимость внесения банками в специальный реестр информации (на основании сканированных копий документов) о проведении клиентом операции по перечислению нерезиденту более 50 тыс. долл. в течение одного рабочего дня.

Подпунктом 14 п.6 Постановления № 386 подтверждены предыдущие требования: если у клиента банка (кроме физических лиц) имеется в этом или другом банке валютный счет с имеющимися на нем денежными средствами, ему будет отказано в проведении операции покупки валюты за гривни. Все свои обязательства он будет погашать за счет имеющихся собственных валютных средств. Для осуществления такой операции клиент банка должен представить документы с информацией о наличии или отсутствии валютных счетов и денежных средств на них. В то же время, если у клиента на счетах хранится менее 25 тыс. долл., то такая покупка валюты для погашения кредитов и займов от нерезидентов допускается.

Кредиты

Подпунктом 1 п.6 Постановления № 386 продлен запрет, установленный в предыдущих аналогичных нормативных актах(15), на досрочное погашение кредитов, займов (в том числе в виде финпомощи) в иностранной валюте по договорам с нерезидентами. При этом разрешенной датой погашения является самая отдаленная дата, определенная условиями договора для своевременного выполнения такого платежа. Это требование распространяется не только на выплату основной суммы кредита, но и других платежей (процентов). При этом НБУ не будет регистрировать договоры о привлечении резидентами-заемщиками кредитов, займов в иностранной валюте у нерезидентов, если такие договоры или изменения в них будут содержать другие условия погашения кредитной задолженности. В Постановлении № 386 не упомянуты договоры финлизинга и непонятно, подпадают ли такие договоры под ограничение относительно досрочной выплаты задолженности нерезиденту.

Как и в любом аналогичном случае, у этих жестких требований имеются свои исключения, установленные предыдущими нормативными актами(16). Например, если заем или кредит погашаются за счет средств, привлеченных у нерезидента на условиях кредита или займа с самым отдаленным сроком уплаты, то досрочное погашение задолженности по первому кредитному договору допускается. Кроме того, сокращение сроков погашения задолженности допускается в пределах реструктуризации долга. Но для этого необходимо представить на регистрацию в НБУ пакет документов, подтверждающих договоренность о реструктуризации, а также возможности прекращения обязательств путем зачислениям требований (в том числе приобретение нерезидентом права собственности на соответствующую долю уставного капитала резидента).

Наличные операции

По нормам пп.3 п.6 Постановления № 386 (аналогично требованиям такого же подпункта предыдущего Постановления № 342) продажу наличной иностранной валюты или банковских металлов физическим лицам разрешено осуществлять на сумму не более 12000 грн. в пределах одного банковского учреждения за один операционный день (например, такой же нормой Постановления № 140 установлен лимит в сумме 6000 грн.). Но если эта наличность нужна для расчета с этим же или другим банком по кредитному договору, продажа наличной валюты в пределах кредитных обязательств физического лица допускается. Целевое использование купленной наличности будет контролировать банк.

Абзацем первым пп.9 п.6 Постановления № 386 ограничена выдача (получение) валютной наличности или банковских металлов с текущих и депозитных счетов клиентов через кассы и банкоматы в пределах до 250000 грн. в сутки на одного клиента в эквиваленте по официальному курсу НБУ. Ограничение действует на операции как в Украине, так и за ее пределами. Однако это не касается расходов работников на командировку за границу резидентами – юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями и иностранными представительствами. Напомним, что Постановлением № 140 (абзац первый пп.10 п.6) эта операция ограничивалась суммой в размере 50 тыс. грн., а Постановлением № 342 (абзац первый пп.9 п.6) – до 100000 грн.

Выдача наличности в пределах Украины через банковский автомат самообслуживания с использованием электронных платежных средств осуществляется исключительно в гривнях (пп.16 п.6 Постановления № 386).

Рискованные операции

В банковском законодательстве рискованные операции условно можно разделить на два типа:

– связанные с легализацией и отмыванием криминальных доходов или финансированием терроризма;

– которые могут причинить вред вкладчикам или кредиторам банка либо связаны с непродуктивным оттоком капитала за границу.

В отношении легализации самым последним важным нормативным документом является приказ МФУ от 08.07.2016 г. № 584, которым утверждены критерии риска (предыдущие критерии утверждались Госфинмониторингом). В приказе МФУ критерии риска оценены по географическому расположению государства регистрации клиента, по типу клиента и виду товаров и услуг.

Риски ущерба вкладчикам и кредиторам банка установлены в Постановлении № 369(17). Эти критерии, в первую очередь, основаны на установлении соответствия сути финансовой операции содержанию деятельности ее участников и экономической целесообразности ее проведения. Кроме того, устанавливается источник происхождения денежных средств.

Вывод. Либерализация от НБУ касается, прежде всего, возможностей расчетов субъектов хозяйствования по ВЭД-контрактам. В то же время операции с валютой физических лиц пока максимально ограничены. Также постепенно усиливается контроль за рискованными операциями.


(1)Закон Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» (прим. ред.).

(2)Постановление НБУ от 04.12.2015 г. № 863. Утратило силу 05.03.2016 г. (прим. ред.).

(3)Постановление НБУ от 03.03.2016 г. № 140. Утратило силу 09.06.2016 г. (прим. ред.).

(4)Постановление НБУ от 07.06.2016 г. № 342. Утратило силу 15.09.2016 г. (прим. ред.).

(5)Постановление НБУ от 28.07.2016 г. № 361 (прим. ред.).

(6)Постановление НБУ от 14.09.2016 г. № 386 (прим. ред.).

(7)Постановление НБУ от 16.11.2012 г. № 475 (прим. ред.).

(8)Опубликовано: Бухгалтерия. – 2016. – № 25. – С.50 (прим. ред.).

(9)Имеется в виду действие любого следующего постановления (прим. авт.).

(10)Постановление НБУ от 01.09.2016 г. № 379 (прим. ред.).

(11)Постановление НБУ от 23.08.2016 г. № 376 (прим. ред.).

(12)Постановление НБУ от 05.09.2016 г. № 380 (прим. ред.).

(13)Постановление НБУ от 23.08.2016 г. № 375 (прим. ред.).

(14)Постановление НБУ от 30.08.2016 г. № 377 (прим. ред.).

(15)В том же Постановлении № 140 (пп.1 п.6) (прим. авт.).

(16)Это исключение установлено еще Постановлением № 342 (абзац пятый пп.1 п.6) (прим. ред.).

(17)Постановление Правления НБУ от 15.08.2016 г. № 369 «Об утверждении Положения о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участниках» (прим. ред.).