Мораторий на проверки: позиция госорганов

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 38 (1233) от 19 СЕНТЯБРЯ 2016 года


Проверки

Борис БИДИЙ, редактор


В свое время газета «Бухгалтерия» писала о действии двойного моратория на проверки(1) в сфере взимания налогов и сборов (действовал в течение определенного времени). При этом вопросы временных запретов на проведение проверок отдельных субъектов хозяйствования, в частности находящихся на упрощенной системе налогообложения, остаются открытыми. В значительной степени это вызвано отсутствием системного подхода законодателя к таким вопросам, а также фрагментарностью и хаотичностью введения подобных запретов в законодательство Украины. Вот в бизнес-кругах и интересуются тем, как, кто и по каким вопросам может проверять субъектов хозяйствования. Это как известная игра «Что? Где? Когда?». Выигрывают «знатоки».

Попытаемся сложить все «пазлы». В настоящее время действующих «мораториев на проверки» насчитывается четыре:

– согласно Закону № 71(2) в 2015–2016 гг. действует мораторий на проверки, который распространяется на ГФС и ее территориальные органы, в отношении предприятий, учреждений и организаций, ФЛП с объемом дохода до 20 млн гривен в год;

– согласно Закону № 4448(3) действует мораторий на осуществление проверок иными, кроме ГФС, органами государственного надзора (контроля);

– согласно Закону № 877(4) действует мораторий на осуществление проверок органами государственной власти и органами местного самоуправления (кроме органов ГФС) в отношении юрлиц и ФЛП, не зарегистрированных плательщиками НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска;

– согласно Закону № 1669(5) действует мораторий на проведение проверок в сфере хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в зоне проведения АТО.

Лучше разобраться в вопросе действия того или иного моратория помогут опубликованные далее письма отдельных государственных органов, касающиеся моратория.

Письмо ГФС от 09.06.2016 г. № 12828/6/99-99-14-03-03-15 (с.47) – это ответ профильного ведомства, имеющего полномочия по вопросам проверок в сфере взимания налогов и сборов, на запрос налогоплательщика. ГФС достаточно подробно (в контексте запроса) привела все правовые основания для существующих запретов и тех запретов, которые действовали в течение определенного времени (см. в письме ответы на вопросы 1 и 2).

В первую очередь, как видно из ответа, запрет проверок, касающийся сферы компетенции ГФС, установлен Законом № 71. Другие законы не касаются проверок, которые проводятся органами фискальной службы. Несмотря на то что ГФС дает развернутый ответ, некоторые спорные вопросы остаются открытыми, в частности о том, как должны действовать налоговики и налогоплательщики в случае если проверка правомерно начата исключительно с вопросов, разрешенных п.3 р.ІІ Закона № 71, а в ходе проверки установлено нарушение законодательства по вопросам, которые согласно Закону проверке не подлежат?

В письме Минюста от 16.06.2016 г. № 21102/668-0-2-16/8.1 (с.48) видна общая позиция этого государственного органа в части прав различных государственных органов, которых касаются вопросы моратория на проверки. Также видим позицию Минюста по толкованию термина «контролирующие органы» в контексте моратория, который вводится Законом № 71. Дело в том, что в запросе налогоплательщика в Минюст упоминалось определение ВАСУ от 06.10.2015 г. по делу № К/800/42400/15, в котором суд приводит расширенную трактовку понятия «контролирующие органы».

Минюст с таким подходом не соглашается и в ответ приводит целый ряд противоположных судебных решений по данному вопросу, где из высказываний суда видно, что контролирующим органом в сфере действия моратория, определяемого налоговым законодательством, все же считается только ГФС, а не любые другие государственные контролирующие органы в сфере предпринимательства. Автор считает, что Минюст все-таки занял правильную правовую позицию в этом вопросе. При толковании норм законодательства нельзя исходить только из лингвистического толкования нормы. Неудачный оборот – «контролирующие органы», использованный в НКУ, не должен приводить к злоупотреблению правами.

К сказанному необходимо добавить, что данный вопрос еще год назад представлялся настолько противоречивым, что Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины издала письмо от 02.09.2015 г. № 4315/0/5.1-05/6/15 (с.50), в котором отметила, что при отсутствии четкого понимания по этому вопросу в дальнейшем до появления официального разъяснения Минюста она принимает решение о временном ограничении плановых и внеплановых проверок.

Из письма Минэкономразвития от 07.06.2016 г. № 3632-06/17133-07 (с.48) читатели могут узнать о позиции государственного органа по еще одному противоречивому вопросу – судьба Перечня государственных инспекций и других контролирующих органов, которым будет предоставляться разрешение КМУ на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц – предпринимателей, утвержденного Постановлением № 408(6), который в настоящее время не отменен.

Автор согласен с четкой позицией, приведенной ведомством: закончился 2014 бюджетный год – утратил силу Перечень. Однако, если в этом есть необходимость, сам Перечень может быть использован субъектами хозяйствования для справки.

Разобраться в нюансах мораториев на проверки и сделать выводы, как правильно воспользоваться преимуществами, предоставляемыми законодателем определенным категориям налогоплательщиков, можно прочитав статью Александра Ефимова(7), в которой автор детально анализирует данный вопрос и дает практические советы. Ведь бизнес в первую очередь интересует то, как можно воспользоваться своими правами и устранить нежелательных проверяющих.


(1)Подробнее см.: Тамошюнас А. Под знаком «мораторий» («запрет» на проверки и выгоды от его использования) // Бухгалтерия. – 2015. – № 14. – С.68–72 (прим. ред.).

(2)Закон Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII (прим. ред.).

(3)Закон Украины от 23.02.2012 г. № 4448-VI (прим. ред.).

(4)Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V (прим. ред.).

(5)Закон Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII (прим. ред.).

(6)Постановление КМУ от 13.08.2014 г. № 408 «Вопросы введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами» (прим. ред.).

(7)См. статью А.Ефимова, опубликованную на с.16 данного номера (прим. ред.).