Аптечка первой помощи: «падчерица» действующего законодательства

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 29 (1224) от 18 ИЮЛЯ 2016 года


Налог на прибыльНалог на добавленную стоимостьНалог на доходы физических лиц

Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор


У бухгалтера любого предприятия много дел. Есть среди них первоочередные и крайне важные дела – им бухгалтер уделяет основное внимание и большую часть своего рабочего времени. Но есть не дела, а так – делишки, которые можно сравнить с камешком в ботинке. Вроде и не смертельно, но идти мешает. К таким учетным «делишкам» можно отнести и решение вопросов, связанных с организацией и учетом аптечки первой помощи (далее – аптечка). При этом важно установить связь расходов на комплектацию аптечки с хозяйственной деятельностью предприятия в целях обложения НДС, чем мы сейчас и займемся.

Законодательные основы обязательности аптечки на предприятии

При рассмотрении тех или иных учетных проблем мы всегда обращаемся к нормам действующего законодательства, которые регулируют интересующие нас сферы деятельности, хозяйственные операции, их налогообложение и бухучет. Но в отношении такого объекта, как аптечка, можно с уверенностью сказать, что действующее законодательство в этом вопросе регулирующую функцию практически не выполняет. Нет ни четкого определения аптечки, ни норм, устанавливающих ее необходимость в разрезе видов экономической деятельности и численности работников предприятий. За редчайшим исключением, нет и примерных перечней лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые должны наполнять аптечки производственных предприятий, предприятий торговли, услуг и т.д. А что есть? Буквально крохи информации.

Сначала обратимся к двум довольно старым разъяснениям ФСС от несчастного случая относительно необходимости наличия медицинских аптечек: от 16.08.2005 г. № 261-05-3 (далее – Письмо № 261) и от 31.08.2010 г. № 823-06-2 (далее – Письмо № 823), которые в настоящее время имеют статус действующих.

Из Письма № 261 можно извлечь следующую информацию:

–          в настоящее время нет единого нормативно-правового акта по охране труда, который обязывал бы предприятия иметь медицинские аптечки;

–          согласно ст.13 Закона об охране труда работодатель, в частности, обязан принимать меры для помощи пострадавшим, привлекаеть при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев. Здесь (при желании) можно усмотреть наличие аптечки, при помощи которой с отдельными несчастными случаями можно справиться до момента приезда специалистов;

–          в соответствии с п.8 Порядка № 1232 при возникновении несчастного случая непосредственный руководитель работ обязан срочно организовать оказание первой неотложной помощи потерпевшему (необходимость аптечки здесь просматривается уже более четко);

–          перечень необходимых лекарственных средств, которыми должны комплектоваться аптечки, определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте.

Что касается более «свежего» Письма № 823, то в нем ФСС от несчастного случая сообщает лишь, что наличие аптечки на предприятии можно предусмотреть на уровне коллективного договора.

Как видим, слово «аптечка» упоминается только в разъяснениях ФСС от несчастного случая, а в нормативно-правовых актах общего законодательства можно разглядеть только намеки на нее, не более того. И все же есть вид экономической деятельности, которому повезло больше, чем остальным. О нем пойдет речь в следующем разделе статьи.

Аптечки у предприятий транспортной сферы

<…> Продолжение статьи читайте в данном номере газеты БУХГАЛТЕРИЯ на с.55–57.

 

Повну версію статті читайте в
БУХГАЛТЕРІЇ № 29 (1224) від 18 ИЮЛЯ 2016 року,
яку можна придбати в друкованому або електронному вигляді
в найближчій філії Агентства передплати і доставки «Бліц-Преса»
Гаряча лінія: 0 800 50 17 39
(дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні)