Бюджетное возмещение НДС: как вернуть налог в новых условиях

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1211) от 18 АПРЕЛЯ 2016 года


Налог на добавленную стоимость

Юлия ДРОГОВОЗ, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей


Юлия ДРОГОВОЗ, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

Многие годы плательщики налога на добавленную стоимость занимаются вопросом возврата НДС из бюджета. Из года в год принимаются очередные изменения в законодательство, цель которых – усовершенствование процедуры бюджетного возмещения. Не стал исключением и 2016 год, в котором вступили в силу нормы, вносящие изменения в порядок бюджетного возмещения.

Одним из положительных нововведений Закона № 909 является исключение с 1 января 2016 года из р.V НКУ п.200.5 ст.200, в соответствии с которым не имели право на бюджетное возмещение лица, которые:

– были зарегистрированы плательщиками этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);

– имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

Поэтому начиная с отчетного налогового периода – января 2016 года право плательщика на бюджетное возмещение не зависит от срока его регистрации плательщиком НДС и его объемов налогооблагаемых операций (см. также налоговые разъяснения по этому поводу, в частности, письма ГФС Украины от 15.02.2016 г. № 3154/6/99-99-19-03-02-15 и от 15.03.2016 г. № 5586/6/99-99-19-03-02-15).

Направления бюджетного возмещения

В 2016 году благодаря Закону № 909 расширено количество направлений бюджетного возмещения. В связи с внесением изменений в п.87.1 ст.87 и в пп.«б» п.200.4 ст.200 НКУ с 1 января 2016 года предусмотрены следующие направления бюджетного возмещения:

– в уменьшение налогового долга;

– на текущий счет плательщика налога;

– в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого плательщика налога по другим платежам, которые уплачиваются в государственный бюджет.

При этом расчет суммы, учитываемой в уменьшение суммы налогового долга (пп.«а» п.200.4 ст.200), или суммы полученного бюджетного возмещения независимо от его направления (пп.«б» п.200.4 ст.200) осуществляется исключительно в пределах суммы, исчисленной в соответствии с п.2001.3 ст.2001 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации (то есть в пределах регистрационной суммы, на которую плательщик НДС имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН).

Также изменениями, внесенными в п.200.12 ст.200 НКУ, плательщикам налога было предоставлено право при возникновении необходимости изменить направление согласованного бюджетного возмещения. Для такого случая предусмотрена определенная процедура, согласно которой плательщик налога подает соответствующее заявление контролирующему органу, который в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления должен его удовлетворить.

В соответствии с п.5 р.IV Порядка № 21 изменение направления согласованного бюджетного возмещения по решению плательщика налога осуществляется путем представления контролирующему органу уточняющего расчета к декларации за отчетный (налоговый) период, в котором было задекларировано такое бюджетное возмещение.

В настоящее время отсутствует позиция ГФС Украины по поводу налоговых периодов, за которые можно представить уточняющий расчет в целях изменения направления бюджетного возмещения, но учитывая то, что закон обратной силы не имеет, можно утверждать о возможности такого уточнения показателей налоговой декларации по НДС начиная с декларации за январь 2016 года.

Следует отметить, что на практике предусмотренное НКУ право налогоплательщика на зачисление бюджетного возмещения в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по другим платежам, уплачиваемым в государственный бюджет, контролирующими органами не реализуется, а заявления плательщиков, поданные контролирующим органам, остаются в большинстве случаев без удовлетворения.

Реестры заявлений о возврате бюджетного возмещения

С 1 февраля 2016 года ГФС Украины ведет 2 реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (пп.200.7.1 ст.200 НКУ):

Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения плательщикам налога, которые соответствуют критериям, определенным п.200.19 этой статьи (далее – Реестр-1);

Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения плательщикам налога, которые не соответствуют критериям, определенным п.200.19 этой статьи (далее – Реестр-2).

В связи с этим плательщик налога указывает в заявлении о его соответствии или несоответствии критериям, определенным п.200.19 ст.200 (таким заявлением является Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения и/или суммы денежных средств на счете в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика налога, которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет (Д4)).

Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.

Порядок ведения и форма реестров заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения утверждены постановлением КМУ от 22.02.2016 г. № 68. Согласно данному порядку:

– в реестры заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость включаются заявления, поданные после 1 февраля 2016 года;

– заявления о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, суммы налога по которым не возвращены до 1 февраля 2016 года, не включаются в такие реестры.

В соответствии с указанным Порядком заявления могут быть исключены из соответствующего реестра в случае нарушения требований НКУ к налоговой отчетности. В случае если предварительно включенное в Реестр-1 заявление подано плательщиком налога, который по решению территориального органа ГФС признан не соответствующим критериям, определенным п.200.19 ст.200 НКУ, такое заявление исключается из Реестра-1 и включается в Реестр-2 по дате направления плательщику налога уведомления о приеме указанного решения, то есть в течение 17 календарных дней после предельного срока представления отчетности.

В соответствии с Порядком № 21 реестры состоят из двух частей и формируются по каждому заявлению, поданному в составе налоговой декларации или уточняющего расчета (при условии его представления).

Согласно п.7 Порядка № 68 и пп.200.7.3 ст.200 НКУ ГФС ежедневно публикует реестры на своем официальном веб-сайте.

Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в каждый соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (пп.200.7.2 ст.200 НКУ).

К сожалению, Порядок № 68 четко не регламентирует порядок возмещения налога из бюджета. НКУ оставляет возможность ручного управления реестрами и не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, в какой очередности будет осуществляться возмещение по двум заявлениям, которые почти одновременно включены в Реестр-1 и Реестр-2, но порядок и время согласования сумм бюджетного возмещения по которым различны. Какие-либо разъяснения по данному вопросу со стороны ГФС Украины пока отсутствуют.

Порядок подтверждения сумм бюджетного возмещения

Таким образом, в 2016 году действует новый порядок согласования сумм бюджетного возмещения (в зависимости от статуса плательщиков), который для удобства представлен в виде таблицы (на с.24).

Таблица. Порядок согласования сумм бюджетного возмещения

Норма НKУ

Процедура

Установленные сроки:

для плательщиков, которые соответствуют критериям п.200.19 ст.200 НKУ

для плательщиков, которые не соответствуют критериям п.200.19 ст.200 НKУ

200.20

Проверка соответствия критериям, установленным п.200.19 ст.200

В течение 15 календарных дней после предельного срока представления отчетности

200.21

Направление решения о несоответствии критериям и предоставление подробных пояснений и расчетов по критериям, значение которых не соблюдено

В течение 17 календарных дней после предельного срока представления отчетности

200.10

Проведение камеральной проверки

30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации

200.10, 200.11, 82.2

Проведение документальной проверки исключительно на основаниях, определенных п.200.11 ст.200

Сроки, предусмотренные НKУ для документальной проверки (10, 20 или 30 рабочих дней – плановая, 5, 10 или 15 – внеплановая)

200.12

Предоставление Госказначейству заключения с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета, или по заявлению плательщика налога в соответствующий контролирующий орган зачисление такой суммы в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого плательщика налога по другим платежам, уплачиваемым в государственный бюджет Украины

В течение 5 рабочих дней после окончания проверки

200.13

Перечисление Госказначейством денежных средств с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога

В течение 5 операционных дней после получения заключения контролирующего органа

Как видим, отсутствуют какие-либо особенности согласования сумм бюджетного возмещения для плательщиков, которые соответствуют критериям, установленным п.200.19 ст.200 НКУ, а значит, отсутствуют какие-либо преференции для плательщиков налога, чьи заявления о возврате сумм бюджетного возмещения включены в Реестр-1. Это стало возможным благодаря исключению с 1 февраля 2016 года нормы п.200.18 ст.200 НКУ о порядке и сроках автоматического возмещения налога.

В соответствии с п.200.11 ст.200 НКУ контролирующий орган имеет право провести документальную проверку плательщика налога в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям:

– за периоды до 1 июля 2015 года, не подтвержденные документальными проверками;

– по приобретению товаров/услуг у плательщиков налога, которые использовали специальный режим налогообложения, определенный в соответствии со ст.209 этого Кодекса, за период до 1 января 2016 года.

Отметим, что одновременно переходными положениями НКУ, а именно п.37 подразд.2 разд. ХХ НКУ, запрещается осуществление контролирующими органами внеплановых выездных проверок относительно достоверности сумм бюджетного возмещения по НДС, заявленных плательщиками в отчетных периодах, следующих после 1 июля 2015 года, кроме случаев, определенных п.200.11 ст.200 этого Кодекса.

То есть если плательщик налога заявил сумму бюджетного возмещения в июле 2015 года (после 1 июля), но за счет отрицательного значения налога, сформированного по результатам операций за июнь 2015 года (до 1 июля), исходя из требований абзаца первого п.37 подразд.2 разд. ХХ НКУ, то контролирующие органы сохраняют право провести такую проверку.

Однако вторым абзацем п.37 подразд.2 разд. ХХ НКУ с 1 июля 2015 года приостанавливается действие целого ряда норм НКУ, а именно пп.78.1.8 ст.78 (о проверке по вопросам возмещения НДС из бюджета и/или отрицательного значения налога, составляющего более 100 тыс. грн.), абзаца четвертого п.82.4 ст.82 (о приостановлении проверок крупных налогоплательщиков), п.200.11 ст.200 (об основаниях для проведения документальной проверки по вопросам бюджетного возмещения) и п.200.14 ст.200 (о последствиях документальной проверки по вопросам бюджетного возмещения) в части проведения документальных внеплановых выездных проверок, что полностью нивелирует возможность проведения контролирующими органами документальной внеплановой проверки по вопросам бюджетного возмещения.

Анализ всех этих норм с учетом переходных положений НКУ свидетельствует о разбалансированности норм НКУ, создающих определенные правовые коллизии. Но их комплексное применение позволяет трактовать нормы в пользу налогоплательщиков и упрощает процедуру согласования бюджетного возмещения для плательщиков налога, оставляя основания для проведения камеральной проверки по вопросам подтверждения бюджетного возмещения.

При этом остается право налоговиков на проведение плановой проверки, в рамках которой может быть проверена в том числе и правомерность сумм бюджетного возмещения. Эти вопросы могут попасть в объектив контролирующих органов при проведении внеплановых документальных проверок на других основаниях.

Также согласно п.37 подразд.2 разд. ХХ НКУ бюджетное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, задекларированных к возмещению до 1 июля 2015 года, осуществляется в порядке, определенном ст.200 НКУ в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2015 года.

Внимание! Важно помнить, что в случае:

– если камеральная проверка не была проведена или по результатам проведения проверки налоговое уведомление-решение не было направлено плательщику налога в срок, определенный этим Кодексом, сумма бюджетного возмещения считается согласованной контролирующим органом со дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки (п.200.10 ст.200 НКУ);

– принятия контролирующим органом решения о несоответствии критериям, установленным п.200.19 ст.200 НКУ, такое решение может быть обжаловано плательщиком налога в установленном порядке (п.200.21 ст.200 НКУ).