ПИСЬМО
Читай. Думай. Делай!
Вернуться на главную страницу                               
Издательство БЛИЦ-ИНФОРМ
ГАЗЕТА УКРАИНСКОЙ БУХГАЛТЕРИИ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА
             О газете "Бухгалтерия"              Подписка              Семинары для бухгалтеров                 Консультационный центр              Информация для рекламодателей              Внештатным авторам
ФОРМЫ отчетности, учета и заявлений
Календарь бухгалтера
Все об индексации
Бухгалтерские будни
Хиты "Бухгалтерии"
"Бухгалтерия" отвечает
Архив
Заказ презентационного номера
ФОРУМ

 
 
 
Свежий номер БИЗНЕСа


БИЗНЕС - новости
 
Новое в НАТАЛИ
 


Новые статьи
 
ХИТЫ - "БУХГАЛТЕРИИ"

«Бюджетная» бухгалтерия

Опубликовано в Бухгалтерии N21/01 (488/1) от 27 МАЯ 2002 года

(общие принципы организации учета)

Нормативная база

— Закон о бухучете
Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (с изменениями и дополнениями)
— Инструкция № 61
Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61
(с изменениями и дополнениями)
— Инструкция № 291
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. № 893/4186
— План счетов № 114
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 (с изменениями и дополнениями)
— План счетов № 291
План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. № 892/4185
— Порядок № 114
Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного правления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 (с изменениями и дополнениями)
— Порядок № 419
Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419 (с изменениями и дополнениями)
— Приказ № 604
Приказ Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604 «О бюджетной классификации и её внедрении» (с изменениями и дополнениями)

Особенности организации «бюджетного» бухгалтерского учета
В хозяйственной жизни общества ведущая роль отводится производству товаров и услуг с целью удовлетворения духовных и материальных потребностей людей. Производство товаров и услуг осуществляется хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, компаниями и т.д.). Их деятельность рассматривается как предпринимательская (коммерческая), цель которой — получение прибыли.
Несколько иные функции выполняют некоммерческие организации (учреждения). Хозяйственная деятельность таких организаций (учреждений) направлена на непосредственное удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, которые носят, в основном, нематериальный характер. Некоммерческий характер деятельности заключается, как правило, в предоставлении бесплатных (или частично оплачиваемых) услуг населению. При этом целью осуществляемой деятельности не является получение прибыли. Такие некоммерческие учреждения содержатся (полностью или частично) за счет бюджетных средств и, соответственно, называются бюджетными (далее — бюджетные учреждения). К ним относятся учреждения и организации органов таможенной и налоговой служб, судов, прокуратуры, исполнительной и законодательной власти, некоторые учреждения образования, охраны здоровья, культуры, обороны, научные учреждения и т.п.
Для организации своей хозяйственной деятельности бюджетные учреждения за счет полученных из бюджета и собственных средств приобретают и используют материальные ценности, нанимают обслуживающий и управленческий персонал, начисляют ему зарплату, осуществляют другие хозяйственный операции, которые подлежат учету.
Обязательным видом учета, который должны вести предприятия, независимо от сферы деятельности, является бухгалтерский учет. Правовые принципы регулирования, цель ведения, порядок организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине установлены Законом о бухучете.

Пункт 1 статьи 3 Закона о бухучете
Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Этот пункт Закона о бухучете содержит требование о предоставлении информации, которая может быть полезна широкому кругу пользователей. Такая информация содержится в финансовой отчетности.
Это общее правило, определяющее цель ведения бухгалтерского учета. Но каждому конкретному пользователю нужна информация, интересующая именно его и содержащаяся в финансовой отчетности того предприятия, в результатах деятельности которого заинтересован такой пользователь.
Взять, к примеру, двух пользователей: директора промышленного предприятия и директора бюджетного учреждения. И тот, и другой заинтересованы в информации о результатах своего труда — результатах руководства вверенными ему ресурсами. Именно финансовая отчетность и является тем отчетом, который содержит такую информацию.
При этом директора промышленного предприятия, в первую очередь, может заинтересовать Отчет о финансовых результатах и, в частности, сумма полученной прибыли. Тогда как директора бюджетного учреждения — Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждения и использование выделенных средств в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, цель ведения бухгалтерского учета является общей для всех предприятий и учреждений, независимо от сферы их деятельности. Однако информация о результатах деятельности, перечень показателей и их содержание, а также круг пользователей информацией, содержащейся в финансовой отчетности бюджетных учреждений, носит специфический характер. Это обстоятельство следует учитывать, в первую очередь, в момент принятия решений о порядке организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Поэтому Закон о бухучете, устанавливая общий порядок государственного регулирования организации бухгалтерского учета в Украине, учитывает его особенности в учреждениях бюджетной сферы деятельности.

Пункт 4 статьи 6 Закона о бухучете
Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с законодательством.

Из сказанного следует, что основным нормативным документом, устанавливающим общие требования к организации бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности для всех предприятий и учреждений вообще, и для бюджетных в частности, является Закон о бухучете, но с учетом особенностей их деятельности.
Нормы Положений (стандартов) бухгалтерского учета не распространяются на порядок организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности бюджетными учреждениями. Но это не означает, что реформирование не коснулось бухгалтерского учета бюджетной сферы. Государственное казначейство Украины в полной мере использует предоставленное ему Законом о бухучете право решения вопросов организации бухгалтерского учета.
В соответствии с Программой реформирования1 внедрение реформированной модели бухгалтерского учета в бюджетной сфере достигается, главным образом, путем формирования базы методологического обеспечения.
С этой целью Главным управлением Государственного казначейства Украины и Министерством финансов Украины разработаны и с 01.01.2000 г. введены в действие:
— План счетов № 114;
— Порядок № 114;
— Инструкция № 61.
Порядком № 419 установлены сроки представления финансовой отчетности и перечень органов, которым эта отчетность представляется. Действие этого документа распространяется на всех юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы собственности), обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность согласно законодательству. Его действие распространяется также и на бюджетные учреждения.
Ряд документов, действие которых распространяется на центральные органы исполнительной власти, других главных распорядителей бюджетных средств, учреждения и организации, получающие средства из государственного и/или местных бюджетов, разработаны и утверждены Государственным казначейством Украины. К таким документам, в первую очередь, относятся Инструкция № 182, Инструкция № 593 и Инструкция № 2254, которые устанавливают объем месячной, квартальной и годовой отчетности, а также порядок ее составления.
Особенностью бюджетного учета является четкое разграничение расходов по экономическим признакам с их детальным предметным распределением. Такое разграничение установлено Приказом № 604. Перед Министерством финансов Украины, в числе других многочисленных задач, стоит задача обеспечения эффективного государственного финансового контроля по использованию бюджетных средств в пределах своей компетенции. С этой целью Министерство финансов Украины разрабатывает нормативные документы, касающиеся порядка расходования средств бюджетными учреждениями.
Государственное казначейство Украины в пределах своей компетенции разрабатывает и вводит в действие методологические документы, устанавливающие единые правила организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Такими документами являются приказы, инструкции, письма и другие документы, перечень которых достаточно велик. Простое перечисление названий (реквизитов) таких документов вряд ли может быть полезно читателю. Поэтому название, содержание и порядок применения каждого конкретного документа уместнее приводить в ходе рассмотрения порядка учета определенного вида доходов, расходов или других хозяйственных операций, к которым такие документы имеют непосредственное отношение.
Организация синтетического учета
Для управления учреждением и принятия определенных решений пользователи нуждаются в сведениях о средствах учреждения и хозяйственных процессах. Для общего представления о видах средств, их источниках и хозяйственных процессах нужна обобщенная информация о них, например, сведения:
— о сумме бюджетных средств, которые поступили для осуществления расходов, предусмотренных сметой, в соответствии с утвержденным бюджетом;
— об общей сумме фактических расходов, которые подлежат списанию в конце бюджетного года заключительными оборотами при составлении годового отчета;
— другие многочисленные обобщенные данные.
Информация о состоянии и движении средств учреждения, необходимая для наблюдения за его хозяйственной и финансовой деятельностью, обобщается при помощи системы счетов бухгалтерского учета. На счетах бухгалтерского учета накапливаются сведения о состоянии и движении различных видов средств учреждения, о наличии и изменении состава их источников, а также о ходе и результатах осуществленных хозяйственных операций.
Данные, учтенные на счетах бухгалтерского учета, используются для составления баланса учреждения и других видов отчетности. Для получения таких данных нужен тщательный подбор счетов и их комплексная группировка. С этой целью составляется документ, который называется «План счетов».
Таким образом, План счетов является важным методическим документом, представляющим систематизированный перечень счетов, на основании которого строится вся система организации бухгалтерского учета.
План счетов содержит, в первую очередь, перечень счетов первого порядка, то есть синтетических счетов, при помощи которых можно получить обобщенные сведения о средствах учреждения, их источниках, результатах хозяйственной деятельности.
Международные стандарты бухгалтерского учета определяют методологические основы составления финансовой отчетности. Финансовая отчетность, в свою очередь, отражает влияние операций и других событий на результаты деятельности учреждения, классифицируя их в определенные классы или группы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти группы называются элементами или статьями финансовых отчетов. Отражение в формах финансовой отчетности статей, соответствующих критериям признания, установленным Международными стандартами бухгалтерского учета, предполагает словесное описание этих статей, и их денежное выражение. Иными словами, Международные стандарты бухгалтерского учета не «привязывают» название (содержание) статьи к какому-либо счету и его цифровому обозначению, то есть не предусматривают разработки докумен та под названием «План счетов». Поэтому каждое предприятие, фирма, учреждение разрабатывают собственный план счетов.
В современной бухгалтерской практике Украины всеми предприятиями независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме бюджетных и банковских учреждений и организаций) применяется План счетов № 291, утвержденный приказом в соответствии с Программой реформирования. Этим же приказом Министерства финансов Украины утверждена Инструкция № 291 по применению Плана счетов № 291.
Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины разработан и утвержден План счетов № 114 бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок № 114. Требования этих документов обязательны для применения всеми учреждениями и организациями, основная деятельность которых осуществляется за счет денежных средств государственного и/или местных бюджетов.
С целью обеспечения единства отражения однородных по смыслу хозяйственных операций на соответствующих счетах и субсчетах бухгалтерского учета разработана и введена в действие Инструкция № 61.
В целом План счетов № 114 можно представить в виде схемы, приведенной в таблице 2 (см. таблицу 2 на странице 49-50). В этой схеме и в схеме, приведенной в таблице 1, знаком «+» отмечены возможные корреспонденции синтетических счетов.
Одного взгляда на схему, приведенную в таблице 2, достаточно, чтобы увидеть, с одной стороны, сохранение в этом плане счетов общего принципа построения плана счетов в соответствии с классификацией, принятой Планом счетов № 291. С этой точки зрения, План счетов № 114 бухгалтерского учета бюджетных учреждений:
— является перечнем счетов и схем регистрации и группировки на них фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;
— предусматривает как название счетов, так и их условное цифровое обозначение, в котором первая цифра — класс счетов, вторая — номер синтетического счета;
— обязывает все бюджетные учреждения применять счета классов 0 — 7;
— учитывает отсутствие коммерческой деятельности в бюджетных учреждениях, в связи с чем устанавливает порядок учета расходов на счетах класса 8.
С другой стороны, видны его отличия от Плана счетов № 291. Эти отличия отражают особенности организации бухгалтерского учета, вызванные специфическими особенностями хозяйственно-финансовой деятельности бюджетных учреждений. Вот, например, некоторые из них:
— несмотря на то, что счета класса 4 объединены названием «Собственный капитал», порядок формирования информации на этих счетах (о чем говорят их названия) коренным образом отличается от источников формирования собственного капитала на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью;
— в составе счетов класса 4 нет счета, предназначенного для обобщения информации об обеспечении обязательств, так как расходы и платежи отчетного периода осуществляются за счет средств, предусмотренных сметами расходов;
— доходы бюджетных учреждений учитываются на счетах класса 7, но порядок их учета отличается от учета доходов на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью. Доходы бюджетных учреждений в основном состоят из средств, предусмотренных в сметах ассигнований из бюджета и, частично, собственных поступлений;
— расходы бюджетных учреждений учитываются на счетах класса 8. Их номенклатура также отличается от номенклатуры расходов на хозрасчетных предприятиях;
— счета класса 9 бюджетными учреждениями не применяются.
Порядок № 114 предусматривает учет доходов и расходов в течение года на счетах классов 7 и 8. В конце года после составления пробного (предварительного) баланса и получения информации о годовых оборотах фактически полученные в течение бюджетного года доходы и фактически осуществленные в этом отчетном периоде расходы списываются заключительными оборотами при составлении годового отчета. Порядок такого списания установлен письмом Государственного казначейства Украины от 22.12.2000 г. № 07-04/1219-9396.
Краткую схему закрытия синтетических счетов при составлении годового отчета можно привести в таблице 1.
Таблица 1. Схема заключительных оборотов при составлении годового отчета

№ п/п

Обороты по дебету счетов

Обороты по кредиту счетов

 

Наименование счетов

код

43

44

80*

81*

82

1

Результаты исполнения смет

43

  

+

+

+

2

Внутренние расчеты

68

+

+

   

3

Доходы общего фонда

70

+

+

   

4

Доходы специального фонда

71

+

+

   

5

Доходы от реализации продукции, изделий и выполненных работ

72

+

    

6

Доходы бюджетов

73

  

+

  

7

Прочие доходы

74

   

+

 

*Расходы по незаконченным или законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, осуществляемые за счет бюджетных средств, заключительными оборотами не закрываются




Римма НАЗАРБАЕВА, экономический эксперт газеты «Бухгалтерия», Наталия Нагорная



1Программа реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.98 г. № 1706 (прим. авт.).
2Инструкция о порядке составления в 2002 году месячной финансовой отчетности учреждениями и организациями, которые получают денежные средства государственного и/или местных бюджетов, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 31.01.2002 г. № 18 (прим. авт.).
3Инструкция о порядке составления в 2002 году квартальной финансовой отчетности учреждениями и организациями, которые получают денежные средства государственного и/или местных бюджетов, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 29.03.2002 г. № 59 (прим. авт.).
4Инструкция о порядке составления за 2001 год годовых финансовых отчетов учреждениями и организациями, которые получают денежные средства государственного и/или местных бюджетов, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 27.12.2001 г. № 225 (прим. авт.).

 


Обратная связь с web-masterом   TRN.com.ua – тренинги в Украине KARIERA-STAR.COM - курсы и тренинги в Украине Copyright © 2000, Блиц-Информ