ПИСЬМО
Читай. Думай. Делай!
Вернуться на главную страницу                               
Издательство БЛИЦ-ИНФОРМ
ГАЗЕТА УКРАИНСКОЙ БУХГАЛТЕРИИ 17 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА
             О газете "Бухгалтерия"              Подписка              Семинары для бухгалтеров                 Консультационный центр              Информация для рекламодателей              Внештатным авторам
ФОРМЫ отчетности, учета и заявлений
Календарь бухгалтера
Все об индексации
Бухгалтерские будни
Хиты "Бухгалтерии"
"Бухгалтерия" отвечает
Архив
Заказ презентационного номера
ФОРУМ

 
 
 

Свежий номер БИЗНЕСа


БИЗНЕС - новости
 
Новое в НАТАЛИ
 


Новые статьи
 
ХИТЫ - "БУХГАЛТЕРИИ"

И НЕОТЛОЖНЫХ БУХГАЛТЕРСКИХ ДЕЛ
отчетность - 2006 (с. 87, 91)

Опубликовано в Бухгалтерии N1-2 (728-729) от 15 ЯНВАРЯ 2007 года

Отчет в Фонд защиты инвалидов:

близится срок представления



Елена ДОВБУШ, бухгалтер

Нормативная база




– Закон № 875
Закон Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине»1

– Инструкция № 286
Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.11.2005 г. под № 1442/117222

– Инструкция № 338
Инструкция об утверждении формы № 10-ПІ почтовая–годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 338, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.12.2004 г. под № 1671/102703

– Метод рекомендации
Методические рекомендации по предоставлению и заполнению статистической отчетности по форме № 10-ПІ почтовая–годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденные приказом Фонда Украины социальной защиты инвалидов от 28.01.2003 г. № 15

Начало нового года для бухгалтеров традиционно связано с представлением различных отчетов контролирующим органам. В частности, в очередной раз необходимо будет представлять в Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов. Напомним основные особенности его составления и представления.
В первую очередь отметим, что каждое предприятие, учреждение и организация независимо от формы собственности и вида деятельности, а также физическое лицо, использующие наемный труд (далее — предприятие), на которых работают 8 и более лиц, ежегодно не позднее 1 февраля4 представляют в региональные отделения Фонда «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» по форме 10-ПІ почтовая — годовая (далее — Отчет)5 .
Методрекомендациями установлен следующий порядок представления отчетности.
Предприятия, которые содержатся за счет бюджетов и (или) признаны неприбыльными, должны одновременно с представлением Отчета предоставить следующие документы:
– извлечение из уставного документа (устава, положения и др.) о неприбыльном статусе предприятия;
– копию справки Госкомстата Украины (заверенную печатью предприятия), в которой определена форма собственности и организационно-правовая форма хозяйствования предприятия;
– копию справки по форме 4-ОПП, о взятии предприятия на учет государственной налоговой инспекцией в качестве неприбыльного (заверенную печатью предприятия).
Предприятия, уплачивающие единый налог6, одновременно с представлением Отчета, предоставляют документы, которые подтверждают их статус, в том числе копию свидетельства о регистрации предприятия государственной налоговой инспекцией в качестве плательщика такого налога (заверенную печатью предприятия).
Предприятия, на которых существуют обособленные подразделения, имеют возможность избрать один из способов представления Отчета:
– либо централизованно;
– либо отдельно головным предприятием и каждым филиалом.
Согласно п.2.4 Методрекомендаций если имеющее филиалы предприятие представляет централизованный Отчет и централизованно уплачивает (при необходимости) штраф, оно вместе с Отчетом направляет в соответствующее отделение Фонда по своему местонахождению сопроводительное письмо и перечень филиалов, которые входят в его состав. Филиалы, в свою очередь, также направляют в соответствующее отделение Фонда по своему местонахождению письмо-уведомление о представлении юридическим лицом централизованного Отчета и уплате штрафа, а также предоставляют информационную справку (приложение 1 и 2 к Методрекомендациям).

Заполнение Отчета


Адресная часть Отчета и ее сетка кодов заполняется предприятиями по данным учетной карточки Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины. Основу Отчета составляет таблица, имеющая название: «Количество работников и фонд оплаты труда». Именно при ее заполнении возникает наибольшее количество вопросов.
Как следует из самого названия строки 01 Отчета, в ней указывается среднеучетное количество штатных работников учетного состава. С 1 января 2006 года среднеучетное количество штатных работников рассчитывается в соответствии с Инструкцией 286. Согласно пп.3.2.2 п.3.2 Инструкции № 286, при исчислении показателя среднеучетного количества штатных работников учетного состава, необходимо учитывать все категории работников учетного состава (они указаны в пунктах 2.4 и 2.5 Инструкции № 286), кроме работников, находящихся в отпусках:
– по беременности и родам;
– по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного законодательством, в частности, Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» или коллективным договором предприятия.
Впрочем, при расчете среднеучетного количества штатных работников некоторые категории не включаются в учетное количество. В первую очередь это работники, принятые на работу по совместительству с других предприятий (так называемые внешние совместители), и работники, которых привлекли к выполнению определенных работ по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) (п.2.6 Инструкции № 286). Эти категории работников учитывают, исчисляя показатель среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.
Работников, состоящих в учетном составе предприятия и в то же время работающих по совместительству на этом же предприятии (так называемые внутренние совместители) или по заключенным с таким предприятием гражданско-правовым договорам, учитывают, определяя среднеучетное количество штатных работников, один раз (по месту основной работы на этом предприятии). То есть этих работников не учитывают дополнительно при исчислении показателя среднего количества внешних совместителей и показателя среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.
Кроме приведенных категорий в учетное количество штатных работников также не включаются: принятые на работу по совместительству с других предприятий согласно договору между субъектами хозяйствования; учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений, которые проходят производственное обучение и производственную практику на предприятии согласно договорам о предоставлении рабочих мест для указанных целей; лица, направленные предприятиями для обучения в учебных заведениях с отрывом от производства, которые получают за счет средств этих предприятий только стипендию; лица, обучающиеся за счет денежных средств, предусмотренных в сводных сметах строительства, для работы на предприятиях, которые будут вводиться в действие; работники, подавшие заявления об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или которые прекратили работу без предупреждения администрации (их исключают из учетного состава работников с первого дня невыхода на работу).
Следовательно, конкретное количество инвалидов, которые должны работать на предприятии (далее — норматив), определяется ежегодно и зависит именно от среднеучетного количества штатных работников учетного состава соответствующего года. Учитывая изложенное выше, данный среднеучетный показатель рассчитывается следующим образом: сначала определяется среднеучетная численность работников за все прошедшие месяцы работы предприятия, за период с начала и до конца года, потом она подытоживается и полученная сумма делится на 12. Кстати, работающие инвалиды также принимают участие в расчете данного показателя.
В таблице приведены нормативы, которые применяются к соответствующему количеству штатных работников, а также размер штрафных санкций, установленных за их несоблюдение.

Таблица. Нормативы рабочих мест для трудоустройства инвалидов


Среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год

Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Штрафные санкции за невыполнение норматива согласно ст.20 Закона № 8757

1—7

Не устанавливается

8—15

Одно рабочее место инвалида

1/2 средней годовой заработной платы за каждое рабочее место, не занятое инвалидом

16—37

Одно рабочее место инвалида

Одна средняя годовая заработная плата за каждое рабочее место, не занятое инвалидом

38 и более

4% от среднеучетной численности штатных работников учетного состава



Кое у кого может возникнуть вопрос: почему в таблице норматив, который составляет одно рабочее место, действует для количества работающих от 8 до 37 человек, а не от 8 до 25, как указано в ст.19 Закона № 875? Но сделав несложные расчеты, можно легко в этом убедиться. Например, если на предприятии 37 работников, то норматив составляет: 37 x 4% = 1,48. Согласно п.3.4 Инструкции № 338, данный показатель округляется до 1. Если же работающих 38 человек, то норматив будет составлять 1,52 (38 x 4%). Округляется до 2 (письмо Госкомстата Украины от 27.03.2006 г. № 09/3-9/1168).
ПРИМЕР 1
На предприятии в течение 2006 года в среднеучетное количество штатных работников за 9 месяцев входило по 7 человек, за 2 месяца — по 8 и за 1 месяц — 9 человек. Среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год составляет: (9 мес. x 7 человек + 2 мес. x 8 человек + 9 человек) : 12 мес. = 7,33 человека.
С учетом округления получим цифру 7, поэтому трудоустраивать инвалида в прошедшем году предприятие обязано не было.
ПРИМЕР 2
На предприятии в течение 2006 года в среднеучетное количество штатных работников за 10 месяцев входило по 7 человек, за 2 месяца — по 10 человек. Среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год составляет: (10 мес. x 7 человек + 2 мес. x 10 человек) : 12 мес. = 7,5 человека.
С учетом округления получим 8 человек. То есть в 2006 году необходимо было трудоустроить одного инвалида.
В связи с тем, что нормы Инструкции № 338 учитываются и при заполнении других форм статистической отчетности, их можно использовать в случае заполнения Отчета за 2006 год. Как указано в Методрекомендациях, в строку 01 Отчета необходимо переносить данные стр.1040 гр.2 формы № 1-ПВ (срочная—месячная) за январь—декабрь 2006 года «Отчет по труду». Иными словами, достаточно будет правильно заполнить форму № 1-ПВ и тогда с заполнением строки 01 Отчета проблем не будет.
В строке 02 Отчета отражается среднеучетное количество штатных работников-инвалидов, которое рассчитывается аналогично показателю строки 01. При исчислении среднеучетного количества штатных работников-инвалидов учитываются все категории работников-инвалидов учетного состава, приведенные в пунктах 2.4 и 2.5 Инструкции № 286, кроме указанных в пп.2.5.8—2.5.9. В частности, в среднеучетное количество инвалидов — штатных работников включаются инвалиды, принятые на работу по трудовому договору на условиях неполного рабочего дня или недели, а также инвалиды, принятые на временную работу (с записью в трудовой книжке). Трудоустроенные на таких условиях инвалиды зачисляются предприятию в выполнение норматива. Согласно ст.19 Закона № 875, выполнением норматива считается трудоустройство инвалидов по основному месту работы, то есть — с ведением трудовой книжки. Поэтому инвалид-совместитель не зачисляется в выполнение норматива. Не зачисляются в выполнение норматива и инвалиды, сотрудничающие с предприятием по договору подряда.
Если инвалид работает по совместительству на том же предприятии, где его основное место работы (внутренний совместитель), то в учетном количестве штатных работников он учитывается как одно физическое лицо.
А вот предприниматель-инвалид, у которого работают наемные рабочие, в четырехпроцентном нормативе самого себя учесть не может. Дело в том, что в соответствии с частью пятой ст.19 Закона № 875 выполнением норматива считается трудоустройство предприятием или предпринимателем, использующими наемный труд, инвалидов, для которых данное место работы является основным. Поскольку предприниматель не является наемным лицом, то он в соответствующий норматив не зачисляется. Рассмотрим изложенное на примере.
ПРИМЕР 3
В течение всего 2006 года на предприятии работали инвалиды:
Жаглов А.М. — (основное место работы), на условиях неполной рабочей недели — 2 рабочих дня с выходными в понедельник, среду и пятницу;
Ищук М.А. — внешний совместитель (трудовая книжка на другом предприятии);
Буряк Ю.В. — внутренняя совместительница (основное место работы), которая на том же предприятии дополнительно выполняла функции работницы, ушедшей в декретный отпуск;
Гришко И.С. — на условиях гражданско-правового договора (подряда), без ведения трудовой книжки.
Таким образом, при расчете среднеучетного количества работников-инвалидов учитываются, то есть зачисляются в выполнение норматива, Жаглов А.М. и Буряк Ю.В. К тому же последняя учитывается как одно физическое лицо. А вот Ищук М.А. и Гриш-
ко И.С. в выполнение норматива не засчитываются на основании подпунктов 2.6.1 и 2.6.2 п.2 Инструкции № 286 соответственно. Следовательно, среднеучетное количество штатных работников-инвалидов за 2006 год будет составлять два человека.
Инвалид не обязательно должен работать с начала года. Если предприятию необходимо обязательно принять на работу одного инвалида и тем самим выполнить норматив, то это возможно сделать с июля — и норматив будет выполнен. Ведь в этом случае сумма среднеучетного количества работников-инвалидов за все месяцы года будет составлять
6 человек (июль—декабрь), а в среднем за годовой период — 0,5 человек (6 : 12 мес.), что округляется к 1.В строке 03 отражается количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных предприятием в соответствии с четырехпроцентным нормативом. Показатель строки 03 определяется в целых единицах умножением показателя строки 01 на 4%. В случае получения при расчете нецелого значения показателя, необходимо округлять его по общим правилам арифметики к целому значению9.
В строке 04 отражается сумма фактических начислений за отчетный год из заработной платы штатных работников, учтенных в строке 01. Показатель строки 04 соответствует показателю строки 1070 гр.2 формы № 1-ПВ (срочная—месячная) за январь—декабрь 2006 года «Отчет по труду» и заполняется в тыс. грн., с одним десятичным знаком.
В строке 05 отражается среднегодовая заработная плата одного штатного работника учетного состава. Показатель строки 05 определяется делением суммы фонда оплаты труда (строка 04) на среднеучетное количество штатных работников учетного состава (строка 01).
В строке 06 отражается сумма денежных средств штрафных санкций, которую должно уплатить предприятие при невыполнении или частичном выполнении норматива10.
Показатель строки 06 определяется так: (строка 03 - строка 02) x строка 05 (в случае, если показатель строки 02 меньше показателя строки 03).
Проверить правильность заполнения Отчета можно следующим образом:
Контроль показателей Отчета

Строка Отчета

Равна значениям

01

Стр.1040 гр.2 формы № 1-ПВ (мес.)

03

Стр.01 х 4%

04

Стр.1070 гр.2 формы № 1-ПВ (мес.)

05

Стр.04 : стр.01

06

Стр.05 х (стр.03 - стр.02), в случае если

стр.02 < стр.03



Используя условный пример, рассмотрим образец заполнения Отчета.


ПРИМЕР 4
Среднеучетное количество штатных работников учетного состава предприятия — 65 человек. Фонд оплаты труда штатных работников — 856859,25 грн.
В течение 2006 года на предприятии работали инвалиды:
Гвоздев Г.И. — с 01.02 по 30.11;
Беленький В.А. — с 01.06 по 31.12;
Вершков С.Л. — с 01.10 по 31.12.
Определяем среднеучетное количество инвалидов по месяцам. Оно будет составлять:


Месяц

Среднеучетное количество инвалидов за месяц, чел.

Январь

0

Февраль

1

Март

1

Апрель

1

Май

1

Июнь

2

Июль

2

Август

2

Сентябрь

2

Октябрь

3

Ноябрь

3

Декабрь

2

Итого за 2006 год

20 : 12 = 1,67 (2)




Количество инвалидов — штатных работников в соответствии с нормативом составляет 3 человека (65 x 4% = 2,6).
С учетом этого Отчет будет выглядеть следующим образом (образец):
Образец

Звіт про зайнятість та працевлаштування інвалідів (фрагмент)

Kількість працівників та фонд оплати праці

Показник

Kод рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу, осіб*

01

65

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлено інвалідність, осіб*

02

2

Kількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України “Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні”, осіб

03

3

Фонд оплати праці штатних працівників, тис. грн., з одним десятковим знаком

04

856,9

Середньорічна заробітна плата штатного працівника, грн.

05

13182,45

Сума коштів штрафних санкцій за нестворені робочі місця для інвалідів, грн.

06

13182,45





1Бухгалтерия. — 2005. — № 52/1. — С.11—12 (прим. ред.).
2Бухгалтерия. — 2005. — № 51. — С.21—28 (прим. ред.).
3Бухгалтерия. — 2005. — № 3-4. — С.15—16 (прим. ред.).
4Инструкцией № 338 определена другая дата — «до 1 февраля», что не одно и тоже (прим. авт.).
5Бланк Отчета опубликован в части 2 Сборника бланков отчетности за 2006 год (прим. ред.).
6Это позиция Фонда (письмо от 02.07.2004 г. № 06ю-261/1095). Впрочем, в соответствии с п.6 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» предприятия — плательщики единого налога не являются плательщиками взносов в Фонд (прим. авт.).
7См. также подборку материалов под общим названием «Санкции за не созданные рабочие места для инвалидов: судебная практика» // Бухгалтерия. — 2005. — № 40. — С.46—50 (прим. ред.).
8Опубликовано: Бухгалтерия. — 2006. — № 18-19. — С.35 (прим. ред.).
9См. сноску 8 (прим. ред.).
10О взыскании штрафных санкций с плательщиков единого налога см.: Шевцова О. Плательщики единого налога. Фонд. Инвалиды. Тайны бермудского треугольника. // Бухгалтерия. — 2005. — № 40. — С.44—45 (прим. ред.).


Отчетность плательщика ФСН




Инна ЖУРАВСКАЯ, редактор

Нормативная база



* Закон о ФСН
Закон Украины от 17.12.98 г. № 320-XIV «О фиксированном сельскохозяйственном налоге»1

* Положение о ФСН
Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога в редакции постановления KМУ от 25.05.2006 г. № 7252

* Порядок № 230
Порядок расчета фиксированного сельскохозяйственного налога и составления налогового расчета в редакции, утвержденной приказом ГНАУ от 27.04.99 г. № 230

* Методрекомендации № 419
Методические рекомендации по определению удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 29.12.2002 г. № 419

Оплата фиксированного сельскохозяйственного налога (далее — ФСН) осуществляется в соответствии с Законом о ФСН и Положением о ФСН.
Плательщиками данного налога являются:
- сельскохозяйственные предприятия разных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины;
- крестьянские и другие хозяйства, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции;
- рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, которые занимаются разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).
При этом обязательным условием для указанных плательщиков ФСН являются объемы реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки. За предыдущий отчетный (налоговый) год объемы такой реализации должны превышать 75 процентов общей суммы валового дохода3. Пункт 7 ст.2 Закона о ФСН устанавливает, что в случае нарушения данного ограничения в отчетном периоде плательщик ФСН должен со следующего отчетного периода перейти на уплату налогов, сборов и обязательных платежей на общих основаниях.
В письме от 18.11.2004 г. № 22521/7/15-3417 ГНАУ указала, что сельхозпредприятия характеризуются следующим:
- «основным видом экономической деятельностисельскохозяйственное производство, коды которого подтверждаются справкой управления статистики;
- наличием у сельхозпредприятия объекта налогообложения — площадей сельскохозяйственных угодий, их денежной оценки, которая подтверждается справкой органов земельных ресурсов, подчиненных Госкомзему Украины, а также земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах);
- превышением 75 процентов удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общем объеме валового дохода предприятия», которая определяется согласно Методрекомендациям № 419.
Вид деятельности плательщик ФСН может подтвердить справкой, которая предоставляется статуправлением и в которой указывается соответствующий код по виду деятельности согласно KВЭД4:
- для сельхозпредприятий — 01.11.0—01.42.0;
- для предприятий, которые занимаются рыбным хозяйством, — 05.01—05.02.
В соответствии с п.5 Положения о ФСН сельскохозяйственные предприятия для приобретения и подтверждения статуса плательщиков ФСН самостоятельно исчисляют сумму такого налога по форме, установленной ГНАУ, и до 1 февраля текущего года представляют в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению и по месту расположения земельных участков:
1) общий расчет ФСН на текущий год по всей площади земельных участков, с которой взимается налог (далее — общий расчет);
2) отчетный расчет ФСН отдельно по каждому земельному участку (далее — отчетный расчет);
3) расчет удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год (далее — расчет удельного веса дохода);
4) извлечение из государственного земельного кадастра о составе земель сельскохозяйственных угодий и их денежной оценке.
Рассмотрим данные документы более подробно5.

Общий и отчетный расчеты


Общий расчет и отчетный расчет представляются по одинаковой форме, утвержденной приказом ГНАУ от 26.03.2004 г. № 170, — Налоговый расчет фиксированного сельскохозяйственного налога (далее — налоговый расчет). Отличие между общим и отчетным расчетами заключается в том, что первый представляется в ГНИ по месту регистрации плательщика налога, а второй — в ГНИ по месту расположения земельного участка.
Особенность данного налогового расчета состоит в том, что он представляется в начале отчетного года, а налог уплачивается ежемесячно до конца года в соответствии с суммой, определенной в налоговом расчете.
Составляя налоговый расчет, плательщик налога должен указать, какой именно расчет он представляет: общий, отчетный, новый общий, новый отчетный, уточняющий общий или уточняющий отчетный. Для этого необходимо в верхней части налогового отчета в соответствующих ячейках за строкой 1 сделать соответствующие отметки «Х».
В п.7 Порядка № 230 указано, что плательщик налога может сделать отметку «Х» в двух ячейках «Отчетный расчет» и «Общий расчет», если в его собственности или/и пользовании, в том числе на условиях аренды, есть лишь земельные участки в пределах территории одного органа местного самоуправления, в бюджет которого зачисляется ФСН. То есть в данном случае представляется один налоговый расчет, а не отдельно общий и отчетный расчеты.
Далее в верхней части налогового расчета следует указать все необходимые данные: полное название, идентификационный код по ЕГРПОУ, код вида экономической деятельности, код организационно-правовой формы хозяйствования, реквизиты документов, на основании которых приобретено право собственности или осуществляется пользование земельным участком, и др.
Непосредственно в налоговом расчете в колонке 2 «Kатегория земельных участков» в строках 1.1—5.3 указываются категории земельных участков. Данную информацию плательщик налога должен указывать на основании данных извлечения из государственного реестра земель.
Данный документ плательщик ФСН может получить в соответствии с Временным порядком ведения государственного реестра земель, утвержденного приказом Госкомзема от 02.07.2003 г. № 174 и зарегистрированного в Минюсте Украины 25.07.2003 г. под № 641/7962. Чтобы получить данное извлечение, плательщик ФСН должен подать соответствующее заявление оператору государственного реестра земель, то есть структурного подразделения Центра государственного земельного кадастра при Госкомземе. Kроме заявления, следует представлять копию документа об уплате услуг за предоставление извлечения из базы данных. В 10-дневный срок со дня регистрации заявления оператор государственного реестра земель должен представить заявителю извлечение или мотивированный отказ в предоставлении извлечения.
Статья 3 Закона о ФСН определяет, что объектом налогообложения является площадь земельных участков, в частности:
- площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды;
- площадь земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).
В Порядке № 230 определено, что под земельными участками понимаются сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения) или/и земли водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах).
В налоговом отчете по каждому имеющемуся земельному участку соответствующей категории указывается:
- площадь в гектарах (колонка 3). Следует учесть, что п.13 Постановления о ФСН предусмотрено, что предоставленные в аренду сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда не могут включаться в расчет уплаты ФСН, а учитываются в расчете такого налога у арендодателя. Если плательщик ФСН арендует сельскохозяйственные угодья и/или земли водного фонда у предприятия, которое не является плательщиком ФСН, то арендованные площади земельных участков включаются в ФСН арендатора.
Kроме того, как было изложено в одной из налоговых консультаций, «если плательщик ФСН берет в субаренду сельскохозяйственные угодья у субъекта хозяйствования, который уплачивает налоги на общих основаниях и арендует в свою очередь земельные участки у неплательщика ФСН, то такой плательщик налога должен указанные площади включить в расчет суммы ФСН»6. То есть как при аренде, так и при субаренде ФСН уплачивается арендатором — плательщиком ФСН только в том случае, если арендодатель (а при субаренде — арендодатель и субарендодатель) не является плательщиком ФСН.
Если у плательщика ФСН находятся в пользовании на условиях аренды земельные участки, на которых расположены производственные, хозяйственные и другие здания, то ФСН с таких земельных участков не уплачивается, поскольку в данном случае нет объекта налогообложения. Арендатор уплачивает арендодателю арендную плату в соответствии с Законом Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли»7;
- размер денежной оценки земельного участка, установленный на соответствующей территории (колонка 4) согласно Методики денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением KМУ от 23.03.95 г. № 213;
- соответствующие ставки ФСН (см. ст.3 Закона о ФСН) в процентах к денежной оценке 1 га сельскохозяйственных угодий (для пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений) или/и ставка в процентах к денежной оценке единицы площади пашни по областям и Автономной Республике Kрым (для земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах)).
В колонке 6 налогового расчета указывается сумма ФСН по каждому земельному участку, которая определяется по формуле, указанной в налоговом расчете. Потом в строке 6 следует указать общую сумму начисленного ФСН на отчетный год, которая равна сумме значений ячеек колонки 6 по строкам 1—5. Расчет суммы ФСН в колонке 6 налогового отчета соответствует формуле, указанной в п.4 Порядка № 230.
Далее необходимо рассчитать ежеквартальные и ежемесячные суммы ФСН, которые в соответствии со ст.5 Закона о ФСН следует будет уплачивать ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем базового отчетного (налогового) месяца.
Ежеквартальные суммы рассчитываются на каждый квартал от годовой суммы налога в следующих размерах:
- в I квартале — 10 процентов;
- в II квартале — 10 процентов;
- в III квартале — 50 процентов;
- в IV квартале — 30 процентов.
Ежеквартальные суммы ФСН указываются в колонке 6 по строкам 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 налогового расчета.
Ежемесячные суммы определяются в размере трети суммы налога, определенной для квартала, и отражаются в строках 6.1.1—6.1.3, 6.2.1—6.2.3, 6.3.1—6.3.3, 6.4.1—6.4.2 расчета. В строке 6.4.3 исчисляется разница строки 6 и значений строк 6.1.1—6.1.3, 6.2.1—6.2.3, 6.3.1—6.3.3, 6.4.1 и 6.4.2. На это следует обратить особое внимание, чтобы не допустить арифметической ошибки, которая может иметь негативные последствия для налогоплательщика.
Строки 7—11 налогового расчета заполняются в случае представления плательщиком ФСН уточняющего расчета, который содержит исправленные показатели.
Налоговый расчет подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером (указываются их фамилии, инициалы, проставляется дата заполнения расчета), скрепляется печатью предприятия.
ПРИМЕР
Фермерское хозяйство — плательщик ФСН по состоянию на 01.01.2007 г. имеет в пользовании на условиях аренды следующие земельные участки:
- пашня: 1000 га, денежная оценка которых составляет 6349,10 грн., и 500 га, денежная оценка которых составляет 7435,42 грн.;
- сенокосы: 200 га, денежная оценка которых составляет 2944,20 грн.
Земельные участки арендуются у неплательщиков ФСН. Поскольку земельные участки находятся в пределах территории одного органа местного самоуправления, в бюджет которого зачисляется ФСН, то фермерское хозяйство представляет один налоговый расчет, который одновременно является общим и отчетным расчетом. В связи с этим отметку «X» следует сделать в двух ячейках «Отчетный расчет» и «Общий расчет». Расчет ФСН в налоговом отчете следует сделать таким образом (см. образец на с.94).

Расчет удельного веса дохода


Расчет удельного веса дохода как общий, так и отчетный представляется в ГНИ по местонахождению плательщика ФСН и по месту расположения земельных участков. Его форма приведена в приложении к Методрекомендациям № 419. Данные, которые указывает плательщик ФСН в расчете удельного веса дохода, должны подтверждать, что в году, который предшествовал отчетному, были соблюдены обязательные объемы реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (более 75 процентов). То есть данный расчет является одним из доказательств того, что данный плательщик имеет право уплачивать ФСН в текущем отчетном году. Для составления расчета удельного веса дохода используют показатели годовой статистической формы № 50-сг «Основные экономические показатели работы сельхозпредприятий»8, а для фермерских хозяйств — формы № 2 (ферм) «Основные показатели хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства».

Образец

Податковий розрахунок фіксованого сільськогосподарського податку (фрагмент)


Одиниця виміру: га з чотирма десятковими знаками,
грн. з двома десятковими знаками

№ з/п

Kатегорія земельних ділянок

Площа (га)

Грошова оцінка 1 га с/г угідь та одиниці площі ріллі за областями та АР Kрим (грн.)

Ставка податку (% до грошової оцінки)

Сума фіксованого сільськогосподарського податку (к.3 х к.4 х к.5 : 100) (грн.)

1

2

3

4

5

6

1*

Рілля, усього

   

 

 

 

5

0

3

3

4

0

0

1.1

 

1000,0000

6349,10

0,5

 

 

 

3

1

7

4

5

4

5

1.2

 

500,0000

7435,42

0,5

 

 

 

1

8

5

8

8

5

5

1.3

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2*

Сіножаті, усього

   

 

 

 

 

2

9

4

4

2

0

2.1

 

200,0000

2944,20

0,5

 

 

 

 

2

9

4

4

2

0

2.2

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

6

Загальна сума нарахованого фіксованого сільськогосподарського податку на звітний рік, усього

(р.1 к.6 + р.2 к.6 + р.3 к.6 + р.4 к.6 + р.5 к.6), у тому числі

 

 

 

5

3

2

7

8

2

0

6.1

На перший квартал (р.6 х 10%)

 

 

 

 

5

3

2

7

8

2

 

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці

 

6.1.1

січень (р.6.1/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.1.2

Лютий (р.6.1/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.1.3

Березень (р.6.1/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.2

На другий квартал (р.6 х 10%)

 

 

 

 

5

3

2

7

8

2

 

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці

 

6.2.1

Квітень (р.6.2/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.2.2

Травень (р.6.2/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.2.3

Червень (р.6.2/3)

 

 

 

 

1

7

7

5

9

4

6.3

На третій квартал (р.6 х 50%)

 

 

 

2

6

6

3

9

1

0

 

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці

 

6.3.1

Липень (р.6.3/3)

 

 

 

 

8

8

7

9

7

0

6.3.2

Серпень (р.6.3/3)

 

 

 

 

8

8

7

9

7

0

6.3.3

Вересень (р.6.3/3)

 

 

 

 

8

8

7

9

7

0

6.4

На четвертий квартал (р.6 х 30%)

 

 

 

1

5

9

8

3

4

6

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці

 

6.4.1

Жовтень (р.6.4/3)

 

 

 

 

5

3

2

7

8

2

6.4.2

листопад (р.6.4/3)

 

 

 

 

5

3

2

7

8

2

6.4.3

грудень (р.6.4/3)

 

 

 

 

5

3

2

7

8

2


Составляя данный расчет, следует обратить внимание на некоторые важные моменты.
В п.4 Положения о ФСН подчеркнуто, что «сумма, полученная плательщиком налога от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров), включает доходы, полученные от:
- реализации продукции растениеводства и животноводства, произведенной (выращенной) на угодьях, которые принадлежат сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставлены ему в пользование, и продуктов ее переработки на собственных предприятиях;
- реализации продукции рыбоводческих, рыбацких и рыболовецких хозяйств, которые занимаются разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах), и продуктов ее переработки на собственных предприятиях;
- реализации продукции, которая произведена из сырья собственного производства на давальческих условиях, независимо от территориального размещения перерабатывающего предприятия».
Это существенно отличается от расчета удельного веса дохода (выручки) от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в общей сумме валового дохода, который предусмотрен Методрекомендациями № 419.
Проанализируем данные отличия в контексте конкретных проблем.

ПРОБЛЕМА 1
В расчете, предусмотренном в Методрекомендациях № 419, не упоминается продукция рыбного хозяйства, поскольку рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства были включены в число плательщиков ФСН только в 2003 году согласно изменениям, внесенным в Закон о ФСН Законом Украины от 03.04.2003 г. № 659-IV. Отчет по форме № 50-сг, на основании которого составляется расчет удельного веса дохода, также не включает показатели по реализованной продукции рыбоводческих, рыбацких и рыболовецких хозяйств.
Несмотря на это, ГНАУ в своих письмах указывает неизменность определения критерия по объемам реализации продукции «рыбоводческого хозяйства собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год». При этом она ссылается на то, что такой критерий определяется юридическим лицом согласно Методрекомендациям № 419 (письмо от 28.01.2005 г. № 1746/7/15-3117). Разумеется, в ГНАУ известно об этой проблеме, однако никаких конкретных решений по этому поводу налоговики не сделали, оставляя тем самым предприятия, которые занимаются рыбным хозяйством, один на один с проблемой, которая, кстати, существует уже с начала 2003 года.
Kак решить данную проблему? По мнению автора, такие предприятия, которые занимаются разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах, могут дополнить форму расчета удельного веса дохода отдельной строкой (например, строка 1-1 «Стоимость реализованной продукции рыбоводства и продуктов ее переработки») или заменить название одной из строк 1, 2, 3 или 4, которые не касаются их деятельности (например, если плательщик не занимается растениеводством, то строку 1 он может заменить на «Стоимость реализованной продукции рыбоводства и продуктов ее переработки»). Это даст возможность предоставить достоверную информацию для налоговой о соблюдении критерия объемов реализации продукции собственного производства и подтвердить свое право на уплату ФСН.

ПРОБЛЕМА 2
Согласно Методрекомендациям № 419 в валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства включается стоимость предоставленных услуг (услуги машинно-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством. Но постановлением KМУ от 25.05.2006 г. № 725 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога» были внесены изменения в Положение о ФСН, в частности исключена из валового дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства стоимость предоставленных услуг (услуги машинно-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством. В письме ГНАУ от 19.09.2006 г. № 17414/7/25-0617 указано, что стоимость таких предоставленных услуг включается в валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки до 25.05.2006 г., то есть даты вступления в силу постановления KМУ от 25.05.2006 г. № 725. В этом же письме ГНАУ сообщила, что соответствующие изменения вносятся и в Методрекомендации № 419.
Поскольку теперь никакие изменения в данные Методрекомендации не внесены, поэтому плательщикам ФСН с учетом упомянутого письма ГНАУ следует учесть указанные изменения в п.2 Положения о ФСН при составлении расчета удельного веса дохода (выручки).
Kроме того, в п.7 Методрекомендаций № 419 не изменен размер ограничения по минимальным объемам реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки. В Законе о ФСН и Положении о ФСН он ограничивается 75 процентами, а в Методрекомендациях № 419, как и ранее, — 50 процентами, что не соответствует законодательству.
Есть еще одна проблема, связанная с расчетом удельного веса дохода (выручки). Она заключается в том, что в соответствии с Методрекомендациями № 419 в строке 7 расчета удельного веса дохода (выручки) (показатель Д в формуле) «указывают общую сумму валового дохода предприятия, определенную в соответствии со статьей 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Однако нелогично сравнивать показатели бухгалтерской и налоговой отчетности. На этом уже неоднократно настаивали специалисты9. Очевидно, что в данном случае экономически обоснованным будет применение данных строки 010 «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» из формы № 2 (№ 2-м) «Отчет о финансовых результатах», уменьшенных на сумму НДС и акцизного сбора.
Напомним, что уплачивается ФСН в течение 30 календарных дней, которые наступают за последним днем базового отчетного (налогового) месяца, на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка, а не по месту нахождения плательщика ФСН. Закон Украины от 19.12.2006 г. № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», который вступил в силу с 1 января 2007 года, никаких особых новаций для плательщиков ФСН в части уплаты данного налога не принес. Kак и ранее, в полном объеме суммы ФСН в 2007 году относятся к доходам общего фонда местных бюджетов (ст.42 указанного Закона).



1Опубликовано: Малая налоговая энциклопедия: Сборник систематизированного законодательства. — 2005. — Вып.2. — C.199 — 201 (прим. ред.).
2Там же. — С.202—205 (прим. ред.).
3См.: Тимошина Г. «Сельскохозяйственные» льготы: критерии нужно соблюдать! // Бухгалтерия. — 2006. — № 23. — C.52—55 (прим. ред.).
4Согласно приказу Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375 (прим. ред.).
5См. также: Журавская И. Расчет ФСН: все ли изменения учтены? // Бухгалтерия. — 2005. — № 3-4. — C.29—33; Журавская И. Фиксированный сельскохозяйственный налог // Малая налоговая энциклопедия: Сборник систематизированного законодательства. — 2005. — Вып.2. — C.206—211 (прим. ред.).
6См.: Вестник налоговой службы Украины. — 2006. — № 5. — С.48 (прим. ред.).
7См.: Вестник налоговой службы Украины. — 2005. — № 37. — С.41 (прим. ред.).
8Внимание! В п.6.1—6.3 Методрекомендаций № 419 указано, что для расчета суммы дохода (выручки) от реализации продукции следует использовать данные из графы 6 отчета по форме № 50-сг. Однако в данной графе указывается производственная себестоимость продукции. Необходимые плательщику ФСП данные указываются в графе 8 отчета по форме № 50-сг (прим. ред.).
9См.: Тимошина Г. «Сельскохозяйственные» льготы: критерии нужно соблюдать! // Бухгалтерия. — 2006. — № 23. — C.54 (прим. ред.).


 


Обратная связь с web-masterом   TRN.com.ua – тренинги в Украине KARIERA-STAR.COM - курсы и тренинги в Украине Copyright © 2000, Блиц-Информ