Бонус за крупную покупку
Консультируют Независимые эксперты

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 39 (1286) от 25 СЕНТЯБРЯ 2017 года
Александр ВОЛОЧАЙ, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Договором поставки предусмотрено предоставление покупателю бонуса (мотивационной выплаты), если тот приобретает за месяц товар на определенную сумму. Каковы налоговые последствия получения бонуса в части НДС?

Нужно отметить, что вопрос о бонусах (мотивационных выплатах) уже имеет определенную историю. До 01.01.2011 г. (даты вступления в силу НКУ) фискальные органы вполне обоснованно считали, что бонусы и аналогичные выплаты не соответствуют определению поставки услуг, а значит, не являются объектом обложения НДС(1). Полученные средства признавались безвозвратной финансовой помощью и не включались в налоговые расходы плательщика.

Ситуация коренным образом изменилась со вступлением в силу НКУ. Сославшись на новые налоговые нормы, ГФС решила, что бонусы выплачиваются не просто за приобретение товара, а как компенсация за выполнение покупателем определенных действий, а именно: соблюдение точности закупочных прогнозов, соблюдение ассортимента, выполнение плана закупок и т.д. Поскольку мотивационные выплаты направлены на стимулирование сбыта, то они признаются маркетинговыми услугами, определение которых дано в пп.14.1.108 ст.14 НКУ, и являются объектом обложения НДС у получателя согласно п.185.1 ст.185 НКУ. Такое мнение ГФС неоднократно озвучивала в своих консультациях и письмах, которые актуальны и сегодня(2).

То, что контролеры изменили свою позицию, мало связано с изменениями в законодательстве, но зато говорит о неоднозначности рассматриваемого вопроса. Во многом его решение связано с условиями заключенного договора. Если помимо обычной продажи товара в нем прописаны дополнительные обязанности покупателя (например, составлять план закупок, размещать определенным образом товар на полках и т.п.), которые количественно могут быть измерены, и за их выполнение предусмотрена выплата вознаграждения — есть все основания говорить о факте предоставления продавцу товара маркетинговых или консультационных услуг. Операцию предоставления услуг может подтверждать первичный документ, например, акт, с указанием объема предоставленных услуг и суммы бонуса, что является еще одним подтверждением возникновения объекта обложения НДС. В этом случае продавец должен по первому событию зарегистрировать налоговую накладную и увеличить налоговые обязательства.

Но на практике в договорах зачастую такая маркетинговая конкретика не указывается. Они содержат только порядок расчета мотивационных выплат, которые привязаны к объему приобретенного товара. Не исключено, что сумма выплат вообще никак не отразится в договоре, а будет рассчитываться продавцом исходя из только ему понятных критериев, например, своего финансового положения на текущий момент. Покупатель может вообще и не догадываться о возможности получения бонуса. Можно ли в таком случае утверждать, что осуществляется поставка услуг, и в чем они заключаются? Ведь для предоставления маркетинговых услуг должны осуществляться определенные действия (изучаться рынок, составляться планы и графики закупок, определяться ассортимент и т.д.), выделяться определенные ресурсы, привлекаться сотрудники, использоваться активы и т.д. По факту ничего этого не происходит, а значит, никакие услуги не предоставляются. В противном случае любую покупку товара можно трактовать как предоставление услуг со стороны покупателя, что абсурдно по своей сути. А раз нет факта предоставления услуг, то нет и объекта обложения НДС. Но, вероятнее всего, приведенные доводы контролеры при проверке не услышат, и налогоплательщику придется отстаивать свою позицию вплоть до судебного разбирательства.

В данном случае есть и обратная сторона медали. Если стороны согласны, что бонус является платой за предоставленные услуги, то им нужно как можно детальнее прописать в договоре, в чем эти услуги заключаются. Это позволит покупателю избежать проблем при регистрации налоговой накладной, а продавцу — включить сумму НДС в состав налогового кредита.

Мотивационные выплаты, как оплата услуг, должны включаться в состав доходов от реализации (субсчет 703). Если факт предоставления услуг не признается, тогда полученная покупателем сумма относится к другим доходам от операционной деятельности (субсчет 719).


(1)Например, письмо ГНАУ от 18.08.2008 г. № 7925/6/16-1515-04 (прим. авт.).

(2)В частности, письмо ГФС от 06.02.2017 г. № 2104/6/99-99-15-03-02-15 (прим. авт.).