Заполнение налоговой накладной на бонусы
Консультируют Независимые эксперты

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 17 (1264) от 24 АПРЕЛЯ 2017 года
Елена САМАРЧЕНКО, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Предприятие занимается продажей товаров. По условиям договора с поставщиком оно получает бонусы за выполнение определенных условий (объем закупок, своевременная оплата и т.д.). Как составить налоговую накладную на бонусы и какой код товаров или услуг необходимо указать в такой налоговой накладной?

Прежде чем искать код товаров или услуг для указания в налоговой накладной, необходимо найти ответ на вопрос, что же такое бонус. Причем нас будет интересовать классификация этого понятия исключительно в целях налогообложения. К сожалению, ответить на поставленный вопрос, опираясь на нормативные документы, не получится. Ведь такой термин не встречается ни в НКУ, ни в других законах или подзаконных нормативных документах. По своей сути бонус является вознаграждением покупателю за то, что он регулярно и в установленных объемах закупает товар, за то, что вовремя его оплачивает, выполняет еще какие-то требования, установленные договором с поставщиком. В общем, бонус — это плата покупателю за то, что он — «настоящий молодец».

Но такой подход устраивает далеко не всех, поскольку не ясно, подпадает ли данное вознаграждение под обложение НДС. Представители фискальных органов неоднократно высказывали мнение, что бонус — это не что иное, как мотивационная выплата, которую следует рассматривать как «маркетинговую услугу»(1). Не будем углубляться в рассуждения, всегда ли уместна такая аналогия и насколько она корректна(2). Скажем лишь, что с такой классификацией бонусов в качестве маркетинговых услуг часто соглашаются и налогоплательщики. А если это так, то первый шаг в поиске кода для составления налоговой накладной сделан — необходимо искать код услуги.

Следующий шаг — поиск соответствующего вида услуг в Государственном классификаторе продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 (далее — Классификатор). Анализ данного документа показывает, что ни формулировки «маркетинг», ни уж тем более «бонус» в нем нет. Наиболее подходящими по смыслу, по мнению автора, могут стать услуги относительно исследования рынка и определения общественного мнения (код 73.20). Этот код и следует указать в графе 3.3 налоговой накладной(3). Если налогоплательщик посчитает, что его услуги подпадают под другой код, нежели 73.20, он может указать его, и в этом не будет большой беды.

Сегодня не стоит слишком сильно беспокоиться относительно максимально точного определения кода для той или иной услуги, несмотря на то, что этот реквизит указан в перечне обязательных реквизитов налоговой накладной (п.201.1 ст.201 НКУ). И покупатель, и продавец не пострадают, если в коде услуг будет допущена какая-то неточность (тем более, если в Классификаторе искомая услуга не указана конкретно).

«Оберегом» для продавца при этом служит п.351 подраздела 2 раздела ХХ НКУ. В нем сказано, что в течение 2017 года к продавцу не применяются штрафные санкции за ошибки, допущенные в налоговой накладной при заполнении кода товара и/или кода услуги.

От опасности потери налогового кредита по НДС покупателя защищает последний абзац п.201.10 ст.201 НКУ. Согласно этому абзацу «налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных пунктом 201.1 этой статьи (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемый товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм налога к налоговому кредиту».

Как видим, в указанном абзаце упоминается лишь код товара и ничего не сказано о коде для услуг. Поэтому ошибка в данном реквизите не является критичной ни для продавца, ни для покупателя.


(1)См. Обобщающую налоговую консультацию об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг к составу расходов, утвержденную приказом ГНСУ от 15.02.2012 г. № 123, а также письмо ГФС от 02.03.2016 г. № 4744/6/99-99-19-03-02-15 (прим. авт.).

(2)На самом деле немаловажную роль играют формулировки договора, заключенного между покупателем и продавцом (прим. авт.).

(3)Форма и порядок заполнения налоговой накладной утверждены приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307 (в редакции приказа Минфина от 23.02.2017 г. № 276) (прим. авт.).