Документальная проверка на основании копий первичных документов
Консультируют Независимые эксперты

Опубликовано в БУХГАЛТЕРИИ № 16 (1263) от 17 АПРЕЛЯ 2017 года
Дмитрий РОЖЕНКО, юрист, к.ю.н.

Возможно ли проведение документальной проверки на основании копий первичных документов?

Прежде всего, следует обратить внимание на общие нормы НКУ, которые регламентируют порядок подтверждения данных, указанных в налоговой отчетности, и порядок предоставления налогоплательщиками документов. Так, согласно п.44.1 ст.44 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

В то же время в п.85.2 ст.85 НКУ установлено, что налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Необходимо отметить, что и в п.44.1 ст.44, и в п.85.2 ст.85 НКУ упоминаются просто документы без конкретизации того, какую именно форму они должны иметь — оригинала или копии. Ввиду этого вполне обоснован вывод о том, что документальная проверка может осуществляться на основании копий первичных документов. Более того, косвенно об этом говорят и сами нормы НКУ.

В частности, в соответствии с п.85.9 ст.85 НКУ в том случае, если до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, были изъяты правоохранительными и другими органами, указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки контролирующему органу копии указанных документов или обеспечить доступ к проверке таких документов.

Согласно п.44.7 ст.44 НКУ в том случае, если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, предоставленных налогоплательщиком при проведении проверки, налогоплательщик имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или предоставить непосредственно в контролирующий орган, проводящий проверку, копии таких документов (удостоверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати) и подписью налогоплательщика — физического лица или должностного лица налогоплательщика — юридического лица).

Кроме того, абзац второй п.85.2 ст.85 НКУ содержит положение о необходимости предоставления в электронной форме копий документов, касающихся предмета проверки, крупным налогоплательщиком контролирующему органу, проводящему проверку.

Нельзя оставить без внимания и нормы, закрепленные в п.85.4 и п.85.8 ст.85 НКУ, которые дают право представителям налогового органа, проводящего проверку, требовать у налогоплательщика выдачи копий первичных документов, относящихся к предмету проверки.

Если же проанализировать положения ст.79 и пп.75.1.2 ст.75 НКУ, а также практическую сторону их применения, то можно прийти к выводу, что документальная невыездная проверка зачастую проводится именно на основании копий первичных документов. Подтверждает этот факт и судебная практика, в частности, определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 18.10.2016 г. по делу № 808/1084/16.

Таким образом, можно констатировать, что осуществление проверки на основании копий первичных документов является привычной и уже давно устоявшейся практикой. Существование такой практики подтверждается в том числе и судебными решениями (см., например, постановление Запорожского окружного административного суда от 18.02.2016 г. по делу № 808/8504/15). В то же время, к сожалению, представители контролирующих органов все равно не желают официально признавать возможность проведения проверки на основании копий первичных документов. И проверяющие в таких случаях часто фиксируют в актах проверки факт отсутствия документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, опираясь на положения п.44.6 ст.44 НКУ.